Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Формально тема заседания коллегии Минэкономразвития в расширенном составе 24 марта звучала так: итоги деятельности в 2008 году и основные задачи на 2009 год. Собравшиеся должны были обсудить, как весь прошлый год дорабатывали концепцию социально-экономического развития до 2020 года; как за несколько последних месяцев спешно сверстали антикризисную программу; как от антикризисных мер вновь перейти к политике экономического роста. Мнения о том, когда это может произойти, расходятся.
Стратегия – неизменна
Стратегические планы правительства, зафиксированные в стратегии развития страны до 2020 года (синоним понятия «концепция-2020»), даже в условиях мирового финансового кризиса останутся неизменными, задал тон заседанию первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Напомним, что планы эти весьма амбициозны. Россия к 2020 году должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности - ППС). Обобщающий показатель уровня жизни – ВВП на душу населения по ППС – должен увеличиться с $13 900 в ценах 2007 года до более чем $30 000 в 2020 году.
В концепции-2020, одобренной в конце 2008 года, когда мировой кризис уже шел полным ходом, констатировалось, что источники экспортно-сырьевого развития страны исчерпаны, и достичь обозначенных целей можно только за счет перехода от этой модели к инновационному социально-ориентированному типу развития.
В антикризисной программе, обнародованной на прошлой неделе, правительство говорит практически то же самое. Оно обещает отказаться от докризисной сырьевой модели экономического роста: вместо «нефтяного» роста Россия должна перейти к росту инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики.
По большому счету, для того чтобы закончить с «пожарными» антикризисными мерами и приступить к политике экономического роста, сейчас все экономисты в российском правительстве ждут прохождения так называемого дна кризиса, т.е. самой низкой точки падения ВВП. После этого, согласно экономической теории, должен начаться автоматический выход из кризиса.
Самым большим оптимистом по этому вопросу в правительстве остается Шувалов. На днях он заявил, что российская экономика достигла дна, или находится около этой точки, и в течение года начнется подъем, основанный на росте внутреннего спроса на отдельные группы товаров.
Действительно, формально тезис о прохождении дна кризиса подтверждают данные статистики: промышленное производство и весь ВВП в феврале 2009-го рухнули не так круто, как в январе 2009 года. Значит, по идее, надо ждать оживления экономики.
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина более осторожна. Она откладывает возобновление устойчивого роста российского ВВП на начало 2010 года.
Проблемы – остаются
Наибольшим скептиком, а возможно, просто наиболее информированным относительно перспектив экономики экспертом на коллегии Минэкономразвития выступил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. Ранее он уже заявлял, что мировая экономика, а вместе с ней и российская выйдут из кризиса не ранее, чем через три года.
На коллегии, Кудрин, в частности, спрогнозировал вторую волну проблем в российской банковской системе, которая возникнет из-за сложностей у предприятий-заемщиков. Логика его рассуждений такова: в ряде отраслей значительно снизился спрос, склады затоварены на 6-12 месяцев, поэтому предприятия просто не смогут вернуть взятые кредиты.
Спрос со стороны государства, которое оно пытается создать на продукцию предприятий, также не нужно переоценивать. "Это – капельница для больного", - столь категоричен был Кудрин. В то же время министр финансов заверил, что государство не бросит банки в сложной ситуации и будет поддерживать российскую банковскую систему.
Кудрин, по сути, подтвердил на коллегии свою точку зрения, что кризис продлится долго и выйти из него Россия может только со всем миром. «Некоторый подъем фондовых рынков и повышение цен на нефть не должны нас расслаблять. Это, скорее всего, временное улучшение, и с учетом основных индикаторов американской и мировой экономик в ближайшее время будет новая коррекция и новое снижение фондовых индексов", - сказал Кудрин. После этого заявления российские индексы послушно пошли вниз.
Более того, по оценке министра финансов, Россия не добьется средних темпов роста экономики в 6,5% до 2020 года, которые необходимы для достижения целей, названных в концепции-2020. Поэтому эти планы необходимо скорректировать – такова точка зрения Алексея Кудрина.
С тем что концом кризиса в России будет конец кризиса во всем мире, а это, в свою очередь, очень сильно зависит от американской экономики, согласны многие независимые отечественные экономисты.
Косвенным образом с этим на прошлой неделе согласился и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Заявляя, что нижняя точка падения в России уже пройдена, он оговорился, что отечественная экономика может пойти в рост до конца года в том случае, если не ухудшится конъюнктура мировых цен на нефть.
Это признание того, что экономика России сохраняет свою сырьевую зависимость от мировых рынков и, очевидно, выйти из кризиса за счет самостоятельного инновационного роста пока не в состоянии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции