Рейтинг@Mail.ru
Для модернизации ГТС Украины нужен трехсторонний консорциум - эксперты - РИА Новости, 24.03.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Для модернизации ГТС Украины нужен трехсторонний консорциум - эксперты

Читать ria.ru в
В понедельник в Брюсселе Украина подписала с Евросоюзом совместную декларацию, касающуюся модернизации газотранспортной системы. Россию, выступающую за трехстороннее соглашение о модернизации ГТС, фактически исключили из обсуждения вопроса.

МОСКВА, 24 мар - РИА Новости. Создание трехстороннего консорциума Украиной, Россией и Евросоюзом для модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) является наиболее работоспособным и реальным вариантом, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.

В настоящее время ГТС Украины - основная магистраль, по которой российский газ идет транзитом в страны Восточной и Западной Европы - сильно изношена и требует модернизации. В понедельник в Брюсселе Украина подписала с Евросоюзом совместную декларацию, касающуюся модернизации газотранспортной системы. Россию, выступающую за трехстороннее соглашение о модернизации ГТС, фактически исключили из обсуждения вопроса.

Хорошо забытое старое

Руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова полагает, что исключение России из процесса модернизации украинской ГТС на фоне и без того сложных отношений России и Украины было демаршем.

"Я полагаю, что самым продуктивным решением было бы возвращение к идее трехстороннего консорциума, это наиболее работоспособный вариант", - сказала она.

Идея создания газотранспортного консорциума возникла в 2002 году в ходе переговоров лидеров трех стран - президента Украины Леонида Кучмы, канцлера Германии Герхарда Шредера и президента России Владимира Путина. В 2003 году было создано ООО "Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины", в котором по 50% принадлежало "Нафтогазу Украины" и "Газпрому". Однако проект так и не был реализован из-за разного понимания акционерами функций данного предприятия. Тогда российская монополия настаивала на управлении всей украинской ГТС, а украинская сторона предлагала ограничиться строительством двух новых газопроводов: Богородчаны-Ужгород и Новопсковск-Александров Гай.

Митрова отметила, что Россия неоднократно заявляла о необходимости модернизации украинской ГТС и предлагала свое участие в этом, а без участия России обсуждать увеличение мощности этой системы бессмысленно, хотя и возможно с технической точки зрения.

"Газ все-таки идет российский, и без согласования этого вопроса с Россией увеличивать мощности (ГТС) бессмысленно", - сказала эксперт.

При этом Митрова считает, что не может быть речи об отказе от альтернативных украинскому газовых маршрутов.

"Северный и Южный поток - в них участвуют европейские компании, а не Евросоюз, а это все-таки немного разные вещи. А после известных январских событий доверие к Украине, как транзитеру, было серьезно подорвано, и выбирать ее в качестве основного транзитного маршрута было бы странно", - сказала эксперт.

Она добавила, что Евросоюз всегда выступал за диверсификацию транспортных маршрутов, чтобы избежать ситуаций, подобных январской, когда из-за действий Украины транзит газа в Европу был прерван.

"Через Украину и так идет 80% транзита газа в Европу, увеличивать этот объем еще больше с точки зрения энергетической безопасности нецелесообразно", - отметила Митрова.

Потребители за консорциум

Управляющий итальянского нефтегазового концерна Eni Паоло Скарони также призывает вернуться к идее создания консорциума по управлению газотранспортной системы (ГТС) Украины.

"Мы считаем, и, думаю, что и другие крупные компании, такие, как Е.ON и Gaz de France, считают также, что необходимо вернуться к старой идее создания консорциума, который бы гарантировал стабильные поставки газа", - сказал он во вторник во время рабочей встречи с вице-премьером правительства РФ Игорем Сечиным.

По словам Скарони, необходимо "сесть за стол переговоров, где были бы крупные поставщики, производители, потребители газа, в том числе "Нафтогаз Украины". Сечин поддержал это предложение, отметив, что "только во взаимопонимании потребителей, производителей и транзитеров газа можно достичь общий результат, который называется энергобезопасность".

Вице-премьер РФ добавил, что для России "было удивительно, что ни "Газпром", ни "Минэнерго" не участвовали в подготовке итоговой декларации (между Украиной и Еврокомиссией по модернизации ГТС Украины), хотя сам документ подразумевает увеличение поставок газа европейским потребителям".

Скарони согласился с Сечиным, добавив, что это не осталось без внимания итальянского правительства. "Министр (экономического развития Италии Клаудио) Скайола говорил, что странно делать такие заявления без "Газпрома", который будет поставлять этот газ", - сказал Скарони.

Он также заявил, что совместная декларация Украины и ЕС по вопросам модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), подписанная в Брюсселе в понедельник, - это потеря времени и средств, так как не были учтены интересы поставщиков и покупателей газа. "Говорить об увеличении поставок газа без участия тех, кто поставляет газ, и тех, кто его покупает, - потеря времени", - сказал Скарони на встрече с вице-премьером России Игорем Сечиным.

Кроме того, по словам главы Eni, "ЕС много раз говорил, что необходимо диверсифицировать маршруты поставок российского газа, и одобрил два маршрута - "Южный поток" и "Северный поток".

"В этом свете расширение пропускной способности газотранспортной системы Украины - не только потеря времени, но и потеря средств", - отметил он.

"Я теряюсь в догадках, почему ЕС одобряет расширение ГТС Украины и одновременно одобряет проекты "Южный поток" и "Северный поток", - добавил Скарони.

Российские вопросы

Президент РФ Дмитрий Медведев во вторник заявил, что Москва откладывает межправительственные консультации с Киевом, планировавшиеся на следующей неделе, до прояснения вопросов с газовой декларацией Украина-ЕС.

"Такие консультации состоятся после прояснения соответствующих вопросов, которые возникли у российской стороны", - сказал он на заседании Совета безопасности РФ.

Президент добавил, что содержание этой декларации как минимум вызывает ряд вопросов. Он отметил, что на следующей неделе планировалось провести межправительственные консультации между Россией и Украиной на уровне глав правительства. Однако теперь, по мнению Медведева, России необходимо определиться с последствиями принятия декларации между Украиной и Евросоюзом.

"Я предлагаю подумать о том, что, может быть, нам перенести эти консультации на какой-то срок в решениях, которые были приняты", - сказал Медведев, обратившись к премьер-министру РФ Владимиру Путину, который также принимает участие в заседании Совбеза.

Путин поддержал позицию главы государства, отметив, что правительство внимательно ознакомилось с результатами этой конференции. По его словам, основные вопросы у российской стороны вызывает реализация содержащихся в декларации планов развития газотранспортной системы Украины.

"Ключевым фактором является "объем прокачки газа" - там так и написано. Связано это с возможностью возврата кредитных ресурсов. Понятно, что ниоткуда этот газ не может взяться, кроме как только с территории Российской Федерации", - сказал Путин, однако "с нами этот вопрос никто не обсуждал".

Мнение ЕС

Представитель Еврокомиссии Пия Арнекильде Хансен заявила во вторник, что Россия остается ключевым партнером и поставщиком газа в страны-члены Евросоюза.

"Очевидно, что Россия остается ключевым энергетическим партнером и поставщиком газа в ЕС, а Украина - ключевой транзитной страной", - сказала она журналистам в Брюсселе, отвечая на вопрос, как исполнительная власть ЕС относится к заявлению премьер-министра России Владимира Путина о том, что РФ может пересмотреть отношения с ЕС, если ее интересы будут игнорироваться.

По словам представителя Еврокомиссии, подписанная декларация открывает международным финансовым организациям возможность участия в финансировании проекта модернизации украинской ГТС.

Украина приглашает

Как заявила во вторник премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, Российская Федерация имеет возможность принимать участие в модернизации украинской газотранспортной системы.

"Россия может принимать участие в инвестициях и в модернизации ГТС", - сказала Тимошенко на пресс-конференции во вторник, комментируя инцидент с уходом российской делегации на состоявшейся в Брюсселе инвестиционной конференции по ГТС.

"Да, мы знаем, что российской делегации не все понравилось. Но, возможно, России и не понравилось то, что "Шахтер" выиграл у ЦСКА. Это же не является изменой национальным интересам России, это просто победа", - заявила премьер-министр.

"Еще раз хочу подчеркнуть: фундаментальный интерес в энергетической сфере Украины вчера был защищен на много десятилетий вперед", - резюмировала Тимошенко.

Позднее во вторник уполномоченный президента Ющенко по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский сказал, что Украина хотела бы видеть российские компании среди участников процесса модернизации украинской ГТС.

"Несомненно, российская сторона, ее специалисты, предприятия являются желанными участниками этого процесса... Я больше чем уверен, что российская сторона будет приглашена для участия в проекте", - сказал он.

По его словам, участие в проекте России возможно на тех условиях, которые Украина согласовала с ЕС. "Речь идет о прозрачных и четких условиях кредитования и возвращения этих кредитов", - сказал он. Соколовский высказал убежденность, что украинская ГТС нужна и поставщикам, и потребителям газа.

"Газотранспортная система Украины - это механизм взаимодействия между Россией, Украиной и ЕС. Поэтому надежность и современность этой системы являются общими интересами России, Украины и европейских потребителей газа", - сказал он.

При этом Тимошенко заявила, что Украина убедила Европу в том, что модернизация украинской газотранспортной системы обойдется значительно дешевле, чем строительство обходных газопроводов вне территории Украины.

"Я как премьер-министр сообщила всем инвесторам, которые были на этой конференции, а там присутствовали все газоснабжающие и газотранспортирующие компании Европейского Союза, что всего 5,5 миллиарда долларов необходимо инвестиций в газотранспортную систему Украины, чтобы еще на 60 миллиардов (кубометров газа) увеличить объемы, которые может транспортировать наша ГТС", - сказала Тимошенко.

"Это значит, что никаких альтернативных путей не нужно, потому что альтернативные пути стоят сотни миллиардов долларов, чтобы строить в обход Украины. И только 5,5 миллиарда (долларов) нужно для того, чтобы увеличить почти в 1,5 раза объем транспортировки (газа) через газотранспортную систему Украины", - заявила премьер.

По ее словам, главным результатом международной конференции по модернизации украинской ГТС 23 марта в Брюсселе является тот факт, что ЕС намерен и дальше использовать ГТС Украины как главную магистраль транзита топлива.

"Победа была достигнута в том, что ЕС определил газотранспортную систему Украины на много лет как главную транзитную магистраль, по которой Евросоюз будет получать газ. То, что сегодня Европейский Союз готов предоставлять кредиты Украине для модернизации и реконструкции, говорит о том, что на много десятилетий вперед наша газотранспортная система будет и далее транспортировать главный объем газа в ЕС", - сказала Тимошенко.

По ее словам, сегодня по украинской ГТС транспортируется 80% всего российского газа (около 120 миллиардов кубометров в год), который идет в Европу. Украина готова увеличить пропускную способность своей трубы в случае ее модернизации.

Вопрос реализации

Впрочем, президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев убежден, что подписание декларации между Украиной и Евросоюзом является политическим мероприятием и практических шагов по ее реализации не следует ожидать до выборов нового президента на Украине.

"Это политическая декларация, а ждать от нее ничего до выборов не стоит", - считает он.

Говоря о возможном увеличении мощности Украинской ГТС на 60 миллиардов кубометров, Григорьев сказал, что скорее всего имеются в виду не существующие мощности, а строительство отдельного транспортного коридора, возможно того самого "Белого потока", о планах по строительству которого Украина заявила год назад.

"А "Белый поток" - это из области фантастики, газ из ниоткуда и никуда", - добавил эксперт.

Он также подчеркнул, что это не Евросоюз выбрал Украину основным транзитным коридором, а Советский союз много лет назад.

Согласно декларации, Украина взяла на себя обязательства обеспечить независимость оператора по транзиту газа, обеспечить прозрачность и открытость для инвесторов по модернизации газотранспортной системы и предоставить равный доступ к соответствующей финансовой и технической информации, а также обеспечить контроль над полученными на модернизацию газотранспортной системы средствами.

Украина обещает дать возможность операторам транзита газа действовать на коммерческой основе для выполнения своего бизнес-плана в долгосрочной перспективе. Киев также обязался обеспечить доступ третьих сторон к подземным хранилищам газа на "прозрачных" коммерческих условиях. Согласно декларации, реформу газового сектора Украина должна завершить до конца 2011 года, что будет отражено в соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, а также в соглашении о присоединении Украины к энергетическому сообществу.

Газотранспортная система Украины является второй в Европе и одной из крупнейших в мире. Ее общая протяженность составляет 37,6 тысячи километров. После газового конфликта между Киевом и Москвой в январе 2009 года, в результате которого Европа почти три недели не получала российский газ из-за прекращения транзита через территорию Украины, ЕС предложил профинансировать мероприятия по модернизации украинской ГТС. По оценке Еврокомиссии, для украинской ГТС необходимы капиталовложения в размере от 2,5 до 3 миллиардов евро. По итогам конференции в Брюсселе премьер Украины Юлия Тимошенко ожидает поступления указанных инвестиций. В свою очередь, российская сторона уверена, что этих денег недостаточно. Как сказал РИА Новости в понедельник заместитель председателя "Газпрома" Валерий Голубев, модернизация украинской ГТС может потребовать в общей сложности 16, а не 3 миллиарда долларов вложений, как считают европейские эксперты.

Пропускная способность системы на входе составляет сейчас 290 миллиардов кубометров в год, на выходе - 175 миллиардов кубометров. Согласно контракту, в 2009 году "Газпром" должен прокачать в Европу через украинскую ГТС 120 миллиардов кубометров газа.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала