ЯКУТСК, 24 мар - РИА Новости. Выставка "Образ коня в современном искусстве и традиционной якутской культуре" открылась во вторник в студенческой картинной галерее Якутского государственного университета, сообщил РИА Новости представитель вуза.
"Это первая выставка, на которой выставлены работы местных художников, воспевающие лошадь - священное для народа саха животное. Она организована с целью показать культ коня в современном искусстве и традиционной якутской культуре", - сообщил собеседник агентства.
По его словам, в экспозиции представлены живопись, графика, гобелены, косторезные и ювелирные изделия, а один из ключевых экспонатов выставки - инсталляция "Погребение коня", представленная Якутским музеем археологии и этнографии.
"Предки якутов хоронили лошадей вместе с хозяином или хозяйкой, также пышные похороны устраивали для лучших скакунов, боевых коней известных людей, ботуров. Одно из таких захоронений было обнаружено в 2008 году в ходе работ саха-французской археологической экспедиции в трех километрах севернее села Бордон Сунтарского улуса. Посетители нашей выставки могут увидеть это", - рассказал собеседник агентства.
Он отметил, что наравне с мастерами в выставке принимают участие и молодые, начинающие художники: Галина Окоемова, Надежда Федулова, Исай Капитонов, Джулустан Бойтунов, Николай Чоччасов и другие.
Представитель ЯГУ отметил, что якуты считаются самыми северными тюрками мира. Своим священным животным они считают лошадь, которая на протяжении тысячелетий была тесно связана с жизнью и бытом людей, служила основным транспортным средством, была настоящим богатством и мерилом достатка.
Изображение почитаемого животного часто вырезалось на матицах домов, коньках языческих гробниц чардаат, на различной утвари и кумысных чашах. Перед якутскими домами ставились коновязи сэргэ с резными изображениями лошадей. В старину при постройке дома в ямы, выкопанные для столбов, клали пучки волос из гривы коня, как животного, наделенного магическими свойствами охранять и приносить благо.
В якутской мифологии сохранился сюжет о том, что вначале божество Джесегей Айыы сотворил коня, от него произошел полуконь-получеловек, а от последнего родился человек.
В эпосе также встречаются мотивы, из которых следует, что земля возникла из божественной лошади: "Изначальная мать земля с самого начала, словно быстрая лошадь, прославленная и возвеличенная образовалась-сотворилась". Примечательно, что в мифах якутов Вселенная и земля ассоциировались с прекрасным жеребцом - айгыр силик.
В настоящее время лошадь также является священным животным - подтверждением тому служит государственный герб Республики Саха (Якутия), на котором изображен всадник на лошади, держащий в руках знамя.