Знаменитый французский куратор, экс-директор центра "Помпиду", сделавший там скандальную выставку в 1989 году - Magiciens de la Terre " ("Маги Земли"), с которой началось увлечение этническим искусством в Европе; автор блестящей выставки последней биеннале современного искусства в Венеции ("Artempo. Where Time Becomes Art в Palazzo Fortuny); создатель основного проекта третьей Московской биеннале современного искусства, которая откроется 24 сентября 2009 года, рассказал в интервью РИА Новости о том, какое именно искусство покажут в российской столице осенью, а также о том, как отразился кризис на современном арт-рынке и кто выиграл от обвала рынка современного искусства. Беседовала Мария Ганиянц.
- Известно, что Министерство культуры выделило для проведения третьей Московской биеннале современного искусства 65 миллионов рублей. Однако, с учетом роста курсов валют, бюджет основного проекта "Против исключений", который делаете вы в ЦСК «Гараж», уменьшается день ото дня. Это как-то может отразиться на основном проекте?
- Безусловно, не исключено, что мы откажемся от некоторых авторов или работ. Сейчас список участников основного проекта, в котором заявлены 80 художников из 25 стран мира - России, Европы, США, Азии, Южной Америки, Африки и Океании, может сократиться. Мы сейчас занимаемся тем, что подсчитываем, сколько стоит перевозка или производство их работ, сколько мы потратим на каждого художника. Некоторым авторам будет предложено приехать за свой счет, но если они откажутся, то мы их потеряем.
- Кто из авторов точно будет на биеннале, несмотря на кризис?
- Например, швейцарский художник Маркус Рец (Markus Raetz), который, работая с оптическим эффектом, делает необыкновенные скульптуры, открывающие спрятанные, образы. Например, обойдя его металлическую скульптуру кролика, зритель внезапно видит лицо Йозефа Бойса в шляпе. Есть у него и маленькая скульптурка - YES, которая постепенно превращается в NO.
Я уверен, что этот художник привлечет внимание. Ведь для того, чтобы насладиться его работами, публике не надо быть подкованной в современном искусстве.
Еще будет прекрасный художник из Лондона Джейсон Шульман (Jason Shulman), который также экспериментирует с оптическими эффектами. Например, на выставке будет представлена его работа - горящая свеча, стоящая перед светоотражающим холстом. Глядя на нее, зритель будет видеть потрясающих оттенков ореолы вокруг свечи, и ореолы становятся видимыми благодаря холсту.
Мне бы хотелось, чтобы выставка получилась с высоким интеллектуальным потенциалом, но при этом не казалась заумной и была бы понятна и неподготовленным зрителям.
- А кого из известных арт-звезд вы покажете в Москве?
- Звезды будут непременно, и некоторых из них в России неплохо знают, но все работы как российских, так и иностранных авторов, в Москве увидят впервые.
Например, британские художники братья Чепмены привезут свои новые работы - живопись и скульптуру из тушек животных, индийский автор Аниш Капур я надеюсь, представит удивительную инсталляцию - лабиринт, через который должен пройти зритель, чтобы в центре увидеть колонну дыма, появляющуюся из пола и исчезающую в небе. Также будут скульптуры Эрвина Вурма, видео Марины Абрамович и другие.
- Я слышала, что в основном проекте примут участие 12 российских авторов.
- Их список тоже окончательно не утвержден. Могу с уверенностью сказать, что в «Гараже» свои работы представят Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, группа AES, Юрий Альберт, Павел Пепперштейн, Иван Чуйков.
Смею вас заверить, что все работы (некоторые из них созданы специально для биеннале, некоторые немого раньше) в Москве показаны не были.
Окончательный список будет определен в течение нескольких дней.
"Против исключений"
- Расскажите о вашем проекте, почему он называется "Против исключения"?
- Хотя мы и живем в глобализированном обществе, есть некоторые страны и культуры, которые более заметны в современном мире (например, Европа, Северная Америка, модный нынче Китай), но есть еще множество народов и культур, чье творчество очень плохо представлено на художественной карте мира. Название проекта - «Против исключения», и он включит художников со всего мира, из Африки, Океании, стран Азии и др.
При этом речь не идет о том, чтобы представить ту или иную страну, я хочу показать разных художников, живущих в современном мире в их индивидуальности.
Например, сегодня существуют два основных типа художников: первый - активно вовлечен в художественную жизнь, показывает работы на выставках, продается в галереях, участвует в значимых художественных проектах, второй - творит искусство для себя и потребностей локального рынка. Есть также множество талантливых художников, о которых никто не говорит в мире современного искусства. Они интересны, просто они не в системе музеев, галерей и арт-рынка.
Например, африканский художник Tokoudagba, расписывающий хижины, в которых отправляется культ вуду. Он сможет сделать для вас одну работу, если вы его попросите и заплатите, но он никогда не станет рисовать, если вы пришлете ему письмо с просьбой сделать несколько работ.
В проекте я попытался совместить эти два типа художников, отсюда и название - «Против исключения»
- Среди русских авторов, которые примут участие в биеннале, вы назвали уже довольно раскрученные имена. Увидим ли мы второй тип художников?
- Безусловно. Например, пригласил русскую группу «Синие носы», чтобы они сделали в рамках основного проекта свой спецпроект, посвященный маргинальным российским художникам : Б.У. Кашкину и его последователям.
- Думаю, в России, никто сознательно не будет отказываться от возможности забраться на вершину. Это не Африка. Но, почему-то это редко у кого получается.
- Если молодой художник хочет стать частью арт-рынка, то существует достаточно стратегий, чтобы в него попасть: но гораздо сложнее не попасть на вершину, а остаться на ней какое-то время. Молодые авторы до недавнего времени взлетали на вершину очень легко, но когда они падали, повторить восхождение было почти нереально. Многие в результате кризиса и вовсе исчезнут из поля зрения.
На мой взгляд, идеальная стратегия современного автора - это не забираться очень высоко, а постоянно дозировано присутствовать на рынке, чтобы о тебе не забывали, и главное - быть все время креативным, что очень сложно.
- Но пока действуют законы рынка, художникам будет хотеться, чтобы их продавали как можно дороже.
- Вспомните историю ХХ века, самые дорогие художники очень редко оставались в истории - Пикассо исключение. Вспомните Магритта, Мондриана, или Марселя Дюшана, без которого не обходится ни один учебник по истории искусства, стоили до недавнего времени очень не дорого. Например, флакон духов работы Дюшана, выставленный на продажу на аукционе Ива Сен Лорана, ушел за 9 миллионов евро, при эстимейте в 2-3 миллиона, а два года назад его цена была меньше миллиона.
Так что цена и вклад в историю не всегда совпадают.
Польза от кризиса
- Цены на современное искусство рухнули в два-три раза, как это отразится на арт-рынке в целом. Будут ли какие-то позитивные перемены?
- Было понятно, что на арт-рынке произойдут перемены, цены и так были очень завышены. Пузырь лопнул бы и без кризиса.
Однако, многие художники рады его наступлению. Они объясняют это тем, что исчезло давление галерей, которые заставляли их работать все быстрее и больше. Мне многие говорили, что им хотелось бы трудиться над одним произведением, а не делать сразу три версии, необходимые для галереи.
Свобода от сверх-заработков даст им возможность для творчества и арт-эксперимента.