Влиятельный тамильский политик, лидер Демократической партии народа Илама и министр соцразвития в правительстве Шри-Ланки Катиравелю Нитьянанда «Даглас» Девананда известен как ярый противник «тигров». Этот бывший полевой командир, сложивший оружие в 1987 году и переживший 13 покушений на свою жизнь, является наиболее вероятным претендентом на пост главы Северной провинции. В интервью корреспонденту РИА Новости Евгению Безеке Даглас Девананда, который разделяет идеи Маркса и просит называть его «товарищ», поделился планом мирного урегулирования на Шри-Ланке после завершения 25-летней гражданской войны.
- Товарищ Девананда, верите ли Вы, что 30-летней войне конец?
- Да, война заканчивается.
- Вы сейчас находитесь в Вавунии, в каких условиях живут беженцы из зоны конфликта?
- Сейчас люди выходят на подконтрольную правительству территорию. На сегодняшних день вышло уже около 50 тысяч. Их размешают в социальных центрах, за ними ухаживает правительство.
Когда люди голодают, им надо дать хлеб-рис. Потом им понадобится рис с подливкой карри, а завтра они попросят рис Биряни. На данном этапе нам надо обеспечить людей продовольствием.
- Находившиеся под контролем ТОТИ территории на Севере совершенно обезлюдели. Когда люди смогут вернуться в свои дома?
- Как только будет покончено с ТОТИ, и территория будет разминировала, люди смогут вернуться. Мы постепенно будем выявлять районы, куда могут вернуться люди. Необходимо это сделать как можно скорее.
Выборы пройдут через четыре-пять месяцев. Перемещенные лица смогут голосовать в лагерях для беженцев.
- Как можно добиться политического урегулирования этнического конфликта на Шри-Ланке?
- Тамилам на Шри-Ланке нужны достойный и достоинство, которые должны основываться на принципе мирного сосуществования тамилов и сингальцев. Я предлагаю поэтапный план урегулирования конфликта.
Первый этап предусматривает формирование законодательного собрания Северной провинции в соответствии с принципами достигнутого правительствами Шри-Ланки и Индии соглашения 1987 года (предусматривает вывод правительственных войск в казармы, разоружение ТОТИ, усиление автономии в провинциях). Это было бы хорошим началом.
Во-вторых, нам надо полностью восстановить действие конституции, 13-ю поправку, которая существенно расширяет полномочия региональных властей.
В-третьих, необходимо продолжить разъяснительную работу, убеждая тамилов и сингальцев принять окончательную формулу разделения полномочий между центром и регионами.
Правительство уже сформировало специальную группу по делам Северной провинции, которая будет курировать восстановление в зоне конфликта.
Я разговариваю с людьми. Даю им надежду на будущее. Говорю: «Вот наша земля, вот мы, и я сделаю все, что надо». Наша партия здесь на первом месте.
- Как вы надеетесь добиться автономии? В Восточной провинции, которую освободили в 2007 году, уже действует избранная власть, но конституционных полномочий у них пока нет.
- В Восточной провинции прошли выборы, и люди выбрали своих представителей, и теперь избранным властям предстоит решать проблемы людей.
Нам сначала надо провести выборы в Северной провинции и добиться победы. Дальше посмотрим.
- Каковы будут результаты выборов в местные органы власти в Северной провинции?
- Мы получим больше половины голосов в провинциальном парламенте, и я буду главным министром.
- Какие будут Ваши первые шаги на этой должности?
- Надо будет завоевать доверие людей. Также необходимо обеспечить людям свободу речи, свободу передвижения, рабочие места. Иначе говоря, базовые права людей надо обеспечить.
- Сейчас у вашей партии одно место в парламенте. Как Вы оцениваете ее шансы на предстоящих парламентских выборах?
- Планируем получить восемь-десять голосов.
- Считаете ли вы своими конкурентами партию Тамильский национальный альянс (ТНА)?
- Вы знаете как расшифровывается ТНА? Это значит - «Тиграми» номинированный агент». 90% тамильского населения Шри-Ланки не поддерживают "тигров". У них нет будущего. На прошлых парламентских выборах они манипулировали во время голосования и так попали в парламент. Из страха перед группировкой люди молчали или притворялись ее сторонниками.
- Что будет с группировкой «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ)?
- Их надо наказать. Фашиствующие главари ТОТИ должны быть примерно наказаны. Они бесчеловечны. Рядовых же боевиков организации надо амнистировать.
Люди, которые выходят с подконтрольной ТОТИ территории, недовольны политикой «тигров». Но некоторые некоторые элементы могут остаться. Надо понимать, что даже после гибели Гитлера оставались сторонники его идей. После того, как с главарями этой организации будет покончено, многие примут мою сторону.
- Эксперты прогнозируют, что после разгрома ТОТИ начнет партизанскую войну, как можно управлять в таких условиях?
- Этого не будет. У меня 15 лет боевого опыта, и еще 15 лет опыта политической работы. Я справлюсь с этим.
- Самое красивое здание в городе Килиноччи - бывшая штаб-квартира ТОТИ. Что Вы сделаете с этим зданием, если Вы придете к власти?
- Мы передадим его людям, там будет приют для инвалидов. Столицу провинции мы разместим в Манкуламе. И обязательно откроем музей войны.