Вера Политковская, обозреватель РИА Новости.
Во вторник Пресненский суд Москвы признал 7-й Съезд Союза кинематографистов и все его решения нелегитимными. Проигравшие (Марлен Хуциев и Ко) собираются в 10-дневный срок обжаловать принятое решение.
У каждой из сторон конфликта свои аргументы и видение правды. Михалков и Ко стараются нагнать на всех кинематографистов ужас: якобы, если не собраться и не провести все по правильному (по-михалковски - с избранием председателем его или Пореченкова), то Союз развалится, а это уже совсем никуда не годится.
Хуциев и Ко продолжают настаивать на законности 7-го Съезда и своего избрания, тем самым размахивая перед командой Михалкова красной тряпкой. Как же так, «театр лилипутов» восстал на батьку и пытается его свергнуть? И еще не сдается, когда уже приняты такие меры, а решение суда в кармане? Не по-русски ведут себя сторонники Хуциева, не по-холопски.
При всей этой уже наковерной суете борьбы за власть большинство кинематографистов принялись разбираться - на чью же сторону встать? Кто тут прав? Кто виноват?
А кино тем временем кто снимать будет?
Вспоминается потрясающий момент из фильма «Служебный роман», где Прокофий Людмиловна интересуется, где работает Шура. Когда та отвечает, что «вроде в бухгалтерии», а главная героиня предлагает ей заняться своими прямыми обязанностями, Шура становится страшно недовольна, что ее «сослали обратно в бухгалтерию».
Так и здесь, все занимаются чем угодно, только не своим прямыми обязанностями. Хотя, если говорить серьезно, то большинство людей давно уже запамятовали, каковы обязанности господина Михалкова как кинематографиста. Представляется, что, как и Шура из рязановского хита, он и сам их не очень знает - общественная работа вещь сильно затягивающая. Тем более, когда там видится перспектива восседания на большом кожаном кресле начальника, на котором можно очень весело кружиться, пока никто не видит.
Тем временем
Финансовый кризис, как известно, ударил по всем производствам в стране, и киноиндустрия тут не исключение.
По статистике, первым, чем люди в период кризиса начинают жертвовать - это развлечения. Когда пытаешься свести концы с концами, воскресный выход семьи на просмотр очередной однодневки становится бессмысленным спусканием денег на ветер. Следовательно, доходы кинокомпаний резко падают - люди не идут в кино.
В конце прошлого года ведущие киноконцерны заявили, что заморожено около 25-30% уже запущенных в производство проектов. Актеры, операторы и технические работники киноиндустрии все чаще становятся безработными - инвесторы перестают финансировать новые проекты, кредиты получить становится все труднее. Редким людям все-таки везет - тем, чьи проекты худо-бедно двигаются вперед с сильно урезанным бюджетом.
В то же время, поборники настоящего искусства даже рассматривают навалившийся на кино финансовый кризис как средство своеобразной очистки от мусора. Многие финансово подкованные киноведы утверждают: и до кризиса производилось слишком много кинопродуктов, их число надо резко сокращать.
Это, по их мнению, приведет к притоку денег к другим картинам, и повышенному интересу потребителя к более качественному продукту, следовательно, и кассовые сборы увеличатся. Может, это и выход, но такой вариант не всех устроит, это ясно.
По прогнозам специалистов, к концу 2009 - началу 2010 годов общий объем выпускаемого нового кино в стране снизится на 70% в сравнении с докризисными временами.
Что же предлагает светило?
Тем временем, Михалков призывает всех работников киноэкрана съехаться 30 и 31 марта в Москву, где в Гостином Дворе он собирается устроить внеочередной съезд членов Союза. Основной призыв именно в том, чтобы съехались все, и тогда, по его мнению, решения этого собрания могут быть настоящими - отражающими реальную картину предпочтений киношников.
Вспоминается, как тот же Михалков, около 10 лет назад, собрал всех коллег по цеху в Кремлевском дворце Съездов. Тогда ситуация вокруг его персоны была похожа на нынешнюю. Если вкратце - его не все захотели. Но речь не об этом. Потом, многие годы, Союз кинематографистов не мог расплатиться с долгами по проведению того съезда. Всех надо было расселить, накормить комплексными обедами, а в заключение перед каждым поставить бутылочку пьянящего напитка. Все это недешево.
Но кризис Никите Сергеевичу не страшен. Он призывает спонсоров выделить на внеочередной съезд побольше денег, угрожая тем, что если что-то не сложится, то Союз просто развалится. Спонсорам, конечно, именно сейчас только и не хватало, чтобы оплачивать михалковские широкие посиделки. Но эти слова киномэтра можно и не принимать всерьез - 4-й съезд показал, как Михалков решает подобные проблемы.
Тогда, Михалков, стоя на трибуне Кремлевского дворца Съездов, объявил, что он проводится на спонсорские деньги, и можно не волноваться. Однако, впоследствии, это оказалось немного не так. Спустя некоторое время выяснилось, что Союз должен одному банку огромную сумму - 700 тысяч долларов. В результате многочисленных махинаций с имуществом Союза долг, со временем, был погашен.
В какие деньги обойдутся двухдневные посиделки в Гостином Дворе, лучше даже не думать. Некоторые эксперты все-таки пытаются прикинуть возможную сумму - получается, по скромным подсчетам, около 22 миллионов рублей. Кстати, на такие деньги можно было бы снять большую хорошую ленту. Например, о способах борьбы с финансовым кризисом в отдельных отраслях «легонькой» промышленности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции