МОСКВА, 18 мар - РИА Новости. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, вносящий поправки в Бюджетный кодекс (БК), позволяющие скорректировать федеральный бюджет на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов в связи с изменением мировых цен на энергоносители.
Поправки подготовлены для уточнения норм БК для обеспечения сбалансированности федерального бюджета при его формировании, утверждении и исполнении в условиях неопределенности перспектив завершения финансового кризиса, с учетом текущей экономической ситуации и прогнозируемого в 2009-2011 годах дефицита федерального бюджета, говорится в пояснительных документах к законопроекту.
Поправки также направлены на повышение эффективности межбюджетных отношений и совершенствование организации бюджетного процесса в условиях финансовой нестабильности.
В этой связи предлагается установить особенности применения некоторых норм БК в 2009-2012 годах.
С учетом прогнозируемого в 2009-2011 годах дефицита федерального бюджета потребуется создание правовых оснований для внесения изменений в закон бюджете на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов.
Законопроектом предлагается приостановить до 1 января 2013 года действие пункта, который устанавливает, что средства Резервного фонда могут использоваться только для финансового обеспечения нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов.
В этой связи в законопроекте предусматривается поправка, согласно которой средства Резервного фонда в 2010-2012 годах могут использоваться для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в объемах, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете.
Кроме того, предлагается поправка, согласно которой пункт БК, устанавливающий ограничения по ненефтегазовому дефициту федерального бюджета в процентном отношении к ВВП (не более 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта), будет введен в действие с 1 января 2013 года.
Эти поправки сохранят базовые принципы использования нефтегазовых доходов федерального бюджета и позволят сделать более гибким использование средств Резервного фонда, говорится в пояснительной записке.
ВОЗМОЖНОСТЬ ОТМЕНЫ ТРЕХЛЕТКИ
Также поправки касаются возможность изменения бюджетных показателей только на текущий финансовый год. Законопроектом предусматривается, что в случае сокращения в текущем финансовом году ненефтегазовых доходов бюджета более чем на 15% по сравнению с утвержденным объемом доходов, изменения могут быть внесены только в показатели текущего финансового года, без изменения параметров планового периода.
При этом положения закона о бюджете, относящиеся к плановому периоду, могут быть признаны утратившими силу при принятии соответствующего федерального закона, без представления уточненного прогноза социально-экономического развития в плановом периоде при внесении законопроекта.
Кроме того, в этом случае, при внесении изменений в законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, плановые показатели на второй и третий годы этих бюджетов, также могут быть признаны утратившими силу.
В 2009 году, по оценке Минэкономразвития России, сокращение ненефтегазовых доходов в результате уточнения прогноза относительно уровня, утвержденного в бюджете, составит около 25%, говорится в пояснительной записке правительства.
В предыдущих годах происходил рост ненефтегазовых доходов на фоне роста цен на энергоносители. В 2008 году превышение составило 15%, в 2007 году - 23%, в 2006 году - 9%.
ПОМОЩЬ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ
Поправками также расширяется возможностей предоставления дотаций из региональных бюджетов на обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Такая возможность рассматривается как временная мера антикризисного характера.
В 2009-2012 годах предлагается снять существующее ограничение по предоставлению трансфертов из региональных бюджетов местным бюджетам в пределах не более 10 % общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из региональных бюджетов. Таким образам местным бюджетам могут быть предоставлены дотации в большем объеме.
ДОПИСТОЧНИКИ
Также вводятся возможности для привлечение дополнительных доходных источников.
Предусматривается возможность возврата в федеральный бюджет субсидий, предоставленных в виде имущественного взноса Российской Федерации государственным корпорациям "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и "Российская корпорация нанотехнологий" в соответствии с решением, принимаемым правительством Российской Федерации.
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ ТОЛЬКО В РУБЛЯХ
Во исполнение Бюджетного послания президента РФ законопроектом также предусматриваются поправки в Таможенный кодекс РФ, которые предлагают перечислять таможенные платежей напрямую в федеральный бюджет, минуя "промежуточные" счета таможенных органов для учета таможенных платежей. Это позволит ускорить направление этих средств на расходы федерального бюджета.
Кроме того, законопроектом предполагается, что обязанность по уплате таможенных платежей может быть исполнена исключительно в валюте РФ. При этом положения законопроекта не затрагивают прав участников внешнеэкономической деятельности, отмечается в пояснительной записке.
Принятие законопроекта позволит мобилизовать в федеральный бюджет более 100 миллиардов рублей, находящихся в настоящее время на счетах по учету таможенных и иных платежей от участников внешнеэкономической деятельности, говорится в пояснительных документах.