Рейтинг@Mail.ru
Названия иракских улиц можно изучать как учебник истории - РИА Новости, 18.03.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Названия иракских улиц можно изучать как учебник истории

Читать ria.ru в
Изменение названий городов, площадей и улиц после смены власти - явление в мире не новое. И Ирак в этом смысле не исключение. После победы в 1959 году антимонархической революции в стране исчезли все географические названия, связанные со свергнутым королевским режимом.

БАГДАД, 18 мар - РИА Новости, Али Хусейн. Доставить меня по нужному адресу взялся лишь третий по счету водитель такси. Две первых улицы с названием Аль-Амаль аш-Шааби (ул.Народного труда) в багдадском районе Аль-Амирия не знали.

«Эту улицу уже несколько лет как называют обычно именем Аз-Заркави (бывшего лидера организации «Аль-Каида» в Ираке)», - объяснил причину моих затруднений таксист, взявшийся, наконец, отвезти в нужное место.

Название Аз-Закави – неофициальное, присвоено улице боевиками, но пока держится среди багдадцев. Уж слишком много улиц в последние годы многократно поменяли названия – люди порой вообще не понимают, как попасть по нужному адресу.

Время перемен

Изменение названий городов, площадей и улиц после смены власти - явление в мире не новое. И Ирак в этом смысле не исключение. После победы в 1959 году антимонархической революции в стране исчезли все географические названия, связанные со свергнутым королевским режимом. На домах появились таблички с непривычными тогда словами – «Республика», «Революция»...

После прихода в 1968 году к власти в Ираке партии Баас, а чуть позже - Саддама Хусейна десятки улиц и районов во всех городах страны стали носить его имя. Падение режима Хусейна в апреле 2003 года и переход власти в руки шиитских партий принес новые географические изменения. «Мост Лидера» через реку Тигр в Багдаде стал, например, называться мостом имени шиитского имама Хусейна, квартал Баас – кварталом Аль-Махди, а район шиитской бедноты Мадинат Саддам был переименован в Садр-сити в честь отца нынешнего радикального шиитского лидера Муктады ас-Садра.

Правда, окончательного решения  по поводу изменения прежних названий новая власть до сих пор не приняла. В созданном в 2006 году Центральном комитете по переименованию нет единого мнения: убрать ли только названия, которые напоминают о Саддаме Хусейне или перевернуть пласт истории потолще. Однако такой максималистский подход в Ираке многим не нравится.

«Никто не против того, чтобы убрать названия, напоминающие о Хусейне. Но стирание тех, которые напоминают нынешнему и будущим поколениям иракцев о славной истории и великой культуре их родины, недопустимо», - сказал 52-летний багдадский инженер Мухаммед Сальман.

В качестве примера он привел тянущуюся вдоль берега Тигра знаменитую багдадскую улицу Абу Нувас, называвшуюся в честь выдающегося мастера арабской застольной лирики и бывшую до оккупации одним из любимых мест отдыха жителей города. Теперь она носит имя имама Махди, которое не вяжется с расположенными на ней многочисленными рыбными ресторанчиками.

Для того чтобы разрешить спор между радикалами и умеренными, в состав комитета по переименованию ввели ряд известных историков и журналистов.

Улицы смерти

Пока власти решают, народ, которому надо жить, сам называет улицы Багдада. А учитывая, что в последние годы история Ирака писалась по большей части кровью, страданиями веет и от новых самостийных наименований.

Так, после начавшейся в 2006 году резни между мусульманами-суннитами и шиитами, унесшей десятки тысяч жизней и приведшей к насильственному переселению нескольких миллионов человек, в Багдаде появились сотни «улиц смерти» - «Шавария маут» по-арабски. «Улицы смерти» и до сих пор есть во многих кварталах.

Памятью о том, что довелось пережить иракской столице, служат такие стихийно появившиеся тогда же названия, как улица «Снайперов» в районе Аль-Ярмук, «Улица Муджахедов» в центре Багдада, «Страшного Суда» в районе Джамиа. Последнее название, в частности, напоминает о том, что в подвалах двух расположенных на этой улице домов были найдены десятки тел людей, ставших жертвами контролировавших район боевиков «Аль-Каиды».

В свою очередь, на окраине Садр-сити есть место, которое получило название «Ат-Таляджа» (дословно – «холодильник», но в данном случае – «морг»). Так его окрестили шиитские боевики, сотнями свозившие сюда казненных ими суннитов. 

Улица «Весны» (Аль-Рабиа) в западной части Багдада теперь переименована в улицу Мясников (Заббахин) в память о гибели на ней в 2006 году в конфессиональных столкновениях нескольких десятков молодых людей.

Мозаичность картины межконфессиональной войны и борьбы с вооруженными боевиками, происходивших в Багдаде, проявляется порой даже на одной улице, которая может носить сразу несколько названий. У находящейся, например, в центре Багдада улицы Хайфа их сразу четыре.

Улица с четырьмя названиями

Та ее часть, что примыкает к шиитскому району Аль-Казымия, носит имя Джасима аль-Гархи – командира одного из отрядов подконтрольной Муктаде ас-Садру шиитской «Армии Махди», погибшего тут в бою.

Вторая часть улицы Хайфа называется «шариа Муджахидин» (ул. Муджахедов) в честь контролировавших ее долгое время суннитских боевиков. Напоминанием о том, что власть их далеко еще не закончилась, служит установленный при въезде на этот участок улицы официальный щит, предупреждающий о вступлении в опасная зону. Другой аналогичный щит стоит в конце участка и извещает о том, что опасность осталась позади.

Та часть улицы,  что расположена ближе к суннитскому району Аль-Азамия называется «Ля Яуд» (ул Невернувшихся). В расположенных тут садах были убиты и бесследно сгинули многие иракцы. Здесь и до сих пор постреливают снайперы и иногда непонятные вообруженные патрули проверяют документы.

Самый мирный и безобидное характер носит название четвертого, расположенного посредине улицы Хайфа отрезка улицы, который счастливо избежал междоусобицы. Он наречен в честь шейха Мааруфа, мавзолей которого здесь расположен.

«Смех с этими названиями! Один пассажир попросил отвезти его на улицу аятоллы Ас-Систани, а я понятия не имею, где она находится. Потом оказалось, что так теперь называют Сук аль-Африша (Рынок мебели) в Садр-сити. Поди, догадайся», - говорит водитель такси Абу Рияд, который уже 20 лет крутит баранку своей машины в Багдаде.

О том, что память о годах, чуть было не погрузивших Ирак в полномасштабную гражданскую войну, еще далеко не изжита, говорит и то, что таксисты-шииты в Багдаде до сих пор отказываются везти пассажиров в суннитские районы, а шоферы-сунниты – ехать в шиитские.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала