По решению ООН начиная с 1983 года 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителя.
История этого праздника началась 15 марта 1962 года, когда президент США Джон Кеннеди в специальном послании Конгрессу выделил четыре священных и неотъемлемых права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к этим базовым потребительским правам были добавлены еще четыре, также признанные мировым сообществом: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
В 1973 году Европейский союз на 25‑й сессии Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей. 9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей.
В 1988 году в СССР, в Ленинграде, был создан Клуб защиты прав потребителей. Позже многочисленные общественные организации по защите прав потребителей объединились в Федерацию обществ потребителей, в 1992 году Федерация была преобразована в Международную конфедерацию обществ потребителей, в состав которой вошли общества потребителей бывших союзных республик. В декабре 1990 года был создан Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ).
7 февраля 1992 года в России был принят федеральный закон "О защите прав потребителей", закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги, по защите прав потребителей. Основные права потребителей, прописанные в законе, – право на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, право получение информации о товаре и его изготовителе, а также право на государственную защиту интересов потребителя.
Официально Всемирный день потребителя в России отмечается с 1996 года – с момента вступления Российской Федерации во Всемирную организацию союзов потребителей.
По данным Союза потребителей России (СПРФ) в последние годы наши граждане стали гораздо лучше ориентироваться в потребительском законодательстве, заметно выросло желание и решимость защитить свои нарушенные потребительские права. Так, с момента проведения первого опроса СПРФ (в 1994 году) доля лиц, которые ничего не знали о своих правах на возмещение ущерба, к 2008 году снизилась более чем в 2 раза (с 50 до 24 %). В 1994 году лишь каждый третий потребитель был готов отстаивать свои права, в 2008 году таких стало почти в 2 раза больше – 62%.
Согласно статистическим данным СПРФ, ежегодно более 80% потребителей в среднем три раза в год сталкиваются с нарушением своих прав. При этом более 50% потребителей ежегодно сталкиваются с некачественными продуктами питания, почти каждого пятого потребителя обсчитывали или пытались обсчитать либо обвесить в магазинах, а каждому четвертому вместо фирменного товара предлагали контрафактный товар.