Андрей Лубенский (Киев), для РИА Новости.
Социологи трех стран – России, Украины и Белоруссии – выяснили, как кризис влияет на граждан этих стран. Наряду с очевидными проблемами для всех - ростом цен, сокращением доходов, задержкой выплат, наблюдаются и новые явления: паника и депрессия, разочарование во власти и поиск новых лидеров. Правда, с этими явлениями жители трех стран сталкиваются в разной мере.
Украинцы настроены радикально
В условиях кризиса украинцы настроены более радикально, нежели белорусы и россияне. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты опросов, проведенных в России, в Белоруссии и на Украине в феврале-марте 2009 года.
Как отметил социолог компании Research & Branding Group Евгений Копатько, представляя результаты исследования в украинском представительстве РИА Новости, 62% украинцев готовы в разной степени участвовать в каких-либо акциях протеста для защиты своих интересов, тогда как среди белорусов таковых 38%, а среди россиян – 43%. По всей вероятности, радикализм украинцев объясняется тем, что последствия финансового кризиса более болезненными оказались именно для жителей Украины.
«Украинцы столкнулись с такими проявлениями кризиса, как уменьшение доходов членов семьи (на 7%), отказ от некоторых товаров и услуг (на 10%), паника и депрессия в окружении (на 9-10%). Задержки с выплатой зарплат более присущи Украине (25%) и России (21%), чем Белоруссии (11%)», - сказал Евгений Копатько.
Радикализация украинского общества уже начинает проявляться в действии – работники Херсонского машиностроительного завода недавно захватили первый этаж здания областной государственной администрации и областного совета, требуя выплатить долги по зарплате (и только после этого проблему начали решать власти), автоперевозчики перекрыли трассу Киев – Одесса. И, по всей вероятности, это только начало будущих акций гражданского неповиновения, - считают политологи. В то же время, как отмечает директор центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко, готовность участвовать в акциях и реальное участие – далеко не одно и то же. Но общий тревожный фон, резкая радикализация населения Украины в последние 2 месяца - совершенно беспрецедентны для новейшей Украины, отметили все политологи.
Структура выживания
В период кризиса важным является то, каким образом граждане пытаются решать возникающие проблемы. И прежде всего, как и на чем экономят, столкнувшись с резким снижением доходов.
Жители трех стран стали экономить на продуктах питания (56% украинцев, 30% россиян, 45% белорусов), одежде и обуви (56% украинцев, 42% россиян, 39% белорусов), досуге и развлечениях (43%, 30% россиян, 25% белорусов).
«Это объясняется структурой потребления, тем, что мы где-то с 2002-2003 годов стали обществом потребителей, стали лучше питаться, разнообразнее одеваться, больше отдыхать, - сказал Евгений Копатько. – Да, провинция живет хуже, но на самом деле, для большой части населения произошли серьезные качественные изменения в структуре повседневной жизни. Сейчас эта структура нарушилась, поэтому, первое, что бросается в глаза (и опросы это показывают уже не первый месяц), – люди экономят на элитной группе потребления, автомобилях и так далее. От многого придется отказаться».
Впрочем, отказываться приходится не только от «роскоши». По словам социолога, тревогу вызывает тот факт, что почти треть (28%) украинцев вынуждены уже сейчас экономить на медицине.
Генеральный директор Института изучения России Андрей Блинов отметил, что в 90-годы прошлого века в средней семье удельный вес затрат на продукты питания в общей структуре расходов достигал 70%.
«Сегодня в связи с инфляцией расходы на продукты питания составляют около 52%. С ужесточением кризиса доля расходов на продукты питания и на другие базовые потребности в совокупных расходах домохозяйств будет расти. В любом случае, цифра 50% (на питание) - это не 10% и не 20%, как в странах Западной Европы. Кризис носит такой характер, что сэкономить только на развлечениях не удастся», - сказал эксперт.
Блинов также сообщил, что «доходы на прежнем уровне остались только у трети населения, у всех остальных упали, при этом у четверти населения доходы уменьшились примерно на половину – а ведь у нас и так не богатое население».
«Суть в том, что у людей резко рос уровень жизни, росли ожидания, а потом это все оборвалось – это одна из главных социально-экономических предпосылок для акций протеста, революций и разного рода социальных бунтов», - замечает директор центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко.
Он также высказал предположение, что в создавшихся условиях люди вынуждены будут экономить не только на еде, но и на оплате услуг ЖКХ – «этот процесс уже начался во многих регионах, а это кризис неплатежей, серьезнейшая проблема, над которой бились в 90-е годы».
Еще одну тенденцию «из 90-х» подметил Евгений Копатько. По его словам, возвращается натурализация хозяйства – «когда 20% людей, иногда больше, живут за счет приусадебного участка, подсобного хозяйства».
Большинство экспертов приходят к выводу, что в настоящее время важным для всех без исключения стран является стратегия выживания в условиях кризиса. Но она, скорей всего, не будет одинаковой в России, Белоруссии и Украине.
Политические аспекты кризиса на Украине
Способны ли нынешние украинские элиты вывести страну из кризиса, появятся ли в политике новые лица или же следует ожидать кристаллизации контрэлиты, которая сможет предложить реальные способы решения насущных проблем украинцев – эти вопросы стоят в центре общественного внимания.
Особое место в нынешней ситуации у бывшего спикера Верховной Рады Арсения Яценюка, который, по данным социологов, резко стал наращивать рейтинг и фактически в последние недели вошел в тройку лидеров Украины, наряду с Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем.
Однако политологи пока скептически оценивают новый политический расклад, сложившийся в Украине. Поскольку, отмечают эксперты, «новые лица» украинской политики, на самом деле … старые.
«Почему растет рейтинг именно у Яценюка, а не у других? Объяснение одно– Яценюка знают почти все. По опросам, Яценюка не знают всего 3% населения. Новая элита не возьмется ниоткуда, она не чертик из табакерки. Обращать внимание будут на того, кого знают и кому более-менее доверяют», - размышляет Владимир Фесенко. Хотя, по его мнению, перспективы у Яценюка на президентство все же пока выглядят сомнительными, поскольку у него «нет собственной команды и гибкость - на грани беспринципности», - отметил политолог.
А вот директор Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев считает, что никакого «эффекта Яценюка» нет, а есть просто очередной технологический проект.
«Это классический технологический продукт компромисса элит в ситуации обвального падения всех рейтингов. Я думаю, что украинская элита в очередной раз считает, что власть можно перезагрузить за счет рейтингового кандидата. Не исключено, что получится. Народ у нас доверчивый», - сказал политолог.
По мнению Ермолаева, проблема вообще не в Яценюке или в ином возможном кандидате-«наследнике», а в том, что действующая украинская элита не в состоянии давать обществу сигналы о будущем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции