Трудно предсказать, как в этом году пройдет сам конкурс Евровидения, чем он кончится, но его раскрутка в медиа-пространстве уже ознаменована рядом достаточно неприятных разборок.
Самой шумной еще недавно казалась та, что случилась с грузинской группой Stefane & 3G, предложившей на конкурс песню We Don‘t Wanna Put In.
Скандальная ситуация развивалась зигзагами. Сначала грузинская сторона хотела вообще отказаться от участия в знак протеста. Потом возобладала идея протестного участия с антипутинской сонг. То есть с большой политической фигой в кармане. Прошлогодняя участница конкурса Диана Гурцкая попыталась усовестить соотечественников. Ее поддержала бывшая соратница Саакашвили, а теперь его политический оппонент Нино Бурджанадзе. Группа вроде бы согласилась изменить текст песни. Но тут вмешался Саакашвили, повелевший все оставить, как есть. Ответственные функционеры «Евровидения» поставили грузин перед выбором: либо изменить текст, либо отказаться от участия. По некоторому размышлению грузинская сторона остановилась на втором варианте, возложив, как уже принято в Тбилиси, всю вину на Москву.
В Болгарии победительницу национального конкурса обличали в плагиате. В Боснии и Герцеговине – в фальсификации результатов смс-голосования… В Бельгии возбудились фанаты Элвиса Пресли и требуют снять с конкурса их страну, поскольку песня Патрика Ушена Copycat «полна презрения, ненависти и горечи» к их кумиру.
Но все это выглядит присказкой – не сказкой.
«Сказка» началась, когда на авансцену вышла «фабричная девчонка» Анастасия Приходько.
Победительница российской «Фабрики звезд» сначала поборолась за право поучаствовать в европейском чемпионате по попсе от Украины; ее по какой-то причине (или по сумме причин) дисквалифицировали. Она – в суд, который встал на ее сторону. Но в этот момент Анастасия уже была в Москве, где и выиграла национальный конкурс России. Теперь она должна выступить под российским флагом.
Тут-то общественность и поставила вопрос ребром: должна ли?
Расчет Первого канала, взявшего на себя обязанности организовать конкурс и выявить самого наидостойнейшего представителя отечественной попсы, вроде был безукоризненным с точки зрения интернационального духа «Евровидения». Исполнительница – украинка. Текст песни принадлежит перу эстонской поэтессы. Композитор – гражданин России с грузинскими корнями. Песня звучит на русском и украинском языках, а понадобится – зазвучит и на английском. Наконец, сама песня «Мамо» – про маму. А что может быть интернациональнее и глобальнее, чем это слово и его смысл?..
Попадание в яблочко, в десятку! На руках у России все козыри. В пору было в воздух чепчики бросать.
Свой «чепчик» бросило западное агентство, выразившееся следующим образом: «Выбор Россией интернациональной песни, к созданию которой причастны украинцы, грузины и эстонцы, выглядит жестом доброй воли. Россия как бы хочет сказать тем самым: «На самом деле мы вежливы и политкорректны!».
Гладко было на бумаге и с вежливостью, и с политкорректностью…
Один из первых «оврагов» - контры в российском шоу-бизнесе.
«Контры» обнаружились уже на первой минуте после объявления победительницы. Иосиф Пригожин сразу взял твердой рукой Валерию и стремительно увел ее из студии. Последовавшие за этим интервью супружеской пары скандализовали ситуацию до предела. Заявления обоих заинтересованных лиц были недвусмысленными: голосование телезрителей оказалось сфальсифицированным, песня неинтересная, исполнение истеричное…
Наконец: почему Россию на престижном европейском форуме должна представлять гражданка другого государства?
Валерию и Иосифа поддержали члены отборочного жюри композиторы Игорь Крутой и Максим Фадеев. Те из профессионального жюри, кто голосовали за Приходько, оказались связанными с Первым каналом либо административными узами (директор музыкального вещания Юрий Аксюта и Лариса Синельщикова), либо творческими интересами (Владимир Матецкий, который, по предположениям коллег, рассчитывает заполучить очередную «Фабрику звезд» на Первом).
Наиболее откровенно и радикально высказался профессионал Максим Фадеев: «Выступление Приходько было абсолютно истеричным… Плохо исполненная лубочная псевдонародность. Музыка в Европе развивается совсем в другом направлении. И потом, у нее не было ни одной позитивной эмоции - крик, вопли, ужасный вид, злое лицо… Может, для народа это хорошо - нам сказали, что народ проголосовал за нее, - но для меня это было крайне странным».
Возможно, уважаемый эксперт и ошибается относительно перспективы успеха Насти на Евроконкурсе у массовой публики. Возможно, именно ее безбашенность и крикливость на фоне гламурно-глянцевого европейского формата произведет впечатление на традиционную аудиторию. Как уже производили на нее впечатление финские фрики, украинско-российская Сердючка.
Господа топ-менеджеры с Первого канала на все претензии отвечают одно: все от зависти проигравших конкурентов.
Но тут обнаружился еще один «овраг»: всплыла информация, от которой нелегко отмахнуться и которую непросто списать на происки конкурентов. Дело в том, что еще не позабылись расистские высказывания молодой исполнительницы на «Фабрике звезд-7». О них вспомнили не журналисты, не конкуренты-продюсеры; о них вспомнили пользователи Интернета.
А высказывания действительно шокирующие. В адрес темнокожей Корнелии Манго (не стану его воспроизводить) – не самое вызывающее. Я помню этот инцидент и мне тогда показалось странным, что ее мгновенно не выставили с «Фабрики». Тогда его замяли, сославшись на эмоциональную неуравновешенность юной особы.
Но в другой раз «особой» было сказано вполне взвешенно: «Я не люблю негров, китайцев… Грузины белые, а это черные… Я чистый человек…».
Стоит напомнить, что она тогда отказалась петь с еврейским хором Турецкого отнюдь не по музыкальным соображениям.
Сама девушка сегодня отчаянно открещивается от своих былых выражений. Что, мол, это у нее получилось нечаянно.
Но ведь, если нечаянно, то это еще хуже. Это значит, что расизм у нее сидит в подкорке. Вырвавшийся наружу, он играет роль провокации.
Это все много серьезнее распрей в мире шоу-бизнеса. Речь не просто о репутации отдельно взятой исполнительницы. Или отдельно взятого телевизионного канала. Речь о репутации страны, которую представляет эта исполнительница.
Конечно, нам (как и Западной Европе) не в первый раз забывать расистские рефлексы медийных лиц. Если Мэлу Гибсону простили антисемитские выражения, то отчего не отпустить этот грех госпоже Приходько, пожелавшей защитить честь России?..
Тогда другой вопрос: не слишком ли грязной она окажется?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции