МОСКВА, 12 мар - РИА Новости. Автобиографический фильм "Дохлая кошка" художника Якова Каждана, известного в конце 90-ых годов как автора бумажной одежды, выходит в четверг в ограниченный российский прокат, сообщили РИА Новости в компании-прокатчике "Кино без границ".
По сюжету фильма, действие которого происходит при переходе эпох из девяностых в нулевые, герой Вася встречает девушку Машу. В ходе их отношений, Вася становится художником - модельером бумажной одежды.
Его искусство оказывается востребованным, Вася в одночасье превращается в медийное лицо. Вместе с Машей они начинают ездить с бумажными перформансами по всей стране, его приглашают на телевидение. Но Маша уходит и Вася принимает решение завершить свое бумажное творчество.
Реальная история
Впервые фильм был показан на ретроспективной выставке Якова Каждана в Московском музее современного искусства "233°С" в 2008 году. Выставка представляла бумажный период творчества художника, когда совместно с видеохудожницей Ксенией Перетрухиной они осуществили ряд проектов с использованием объектов, сделанных из бумаги. Так, одним из перформансов была реконструкция одежды авангардного художника начала прошлого века Татлина.
По словам самого автора, в фильме нет стопроцентного совпадения персонажей с их реальными прототипами. Весь съемочный процесс был выстроен в хронологическом порядке, актеры параллельно истории знакомились, сближались в процессе съемок, их отношения развивались.
В реальности карьера бумажного модельера Каждана завершилась в начале 2000-ых годов, уступив место его видеопроектам и инсталляциям.
В фильме же история завершается расставанием героя с его девушкой и финальной сценой сжигания бумажной одежды. Съемки этой сцены проходили в реальном времени на территории культурного центра "АРТ-Стрелка" и сжигаемая одежда являлась реальными остатками некогда масштабных проектов.
"Когда мы перестали делать перформансы, они (бумажные костюмы - прим.ред.) лежали мертвым грузом по квартирам друзей и у меня. Меня тяготил этот незакрытый гештальт, не хотелось, чтобы эта история ничем не кончилась. Кроме того, чтобы уже не было искушения их снова надеть", - рассказал Каждан.
В фильме также использованы документальная хроника перформансов художника, например кадры из программы "Ночная смена" с Дмитрием Дибровым, куда пригласили в качестве гостя Каждана и его друзей.
Дохлая кошка
Название для картины позаимствовано из произведения Сэлинджера "Выше стропила, плотники!". Главный герой Симор знакомится с семьей своей невесты. Мать невесты спрашивает его, кем он хочет стать, а он отвечает, что хочет быть дохлой кошкой.
По словам Каждана, таким образом, главный герой культивирует в себе юношеский максимализм.
"Меня всегда интересуют идеалисты. "Дохлая кошка", в каком-то смысле метафора моего бумажного творчества, которое по большому счету никому не нужно кроме меня, хотя, конечно, всегда есть желание навесить на него ценник, чтобы было легче понять, для чего это все", - уверен он.
Еще одной особенностью картины стало отсутствие бюджета, что, как рассказал режиссер, было его принципиальной позицией.
"Для меня наши бумажные перформансы закончились именно тогда, когда за них начали платить деньги", - добавил автор.
Каждан
Фильм "Дохлая кошка" является режиссерским дебютом Якова Каждана, который больше известен как автор видеоинсталляций, работающий с темой рекламы, брендов.
Работы Каждана становились призерами российских фестивалей "Изолента" (СПб) и "Саратовские страдания". Его персональные выставки прошли в Московском музее современного искусства, фонде "Современный город", галерее "АРТ-Стрелка".
Он также является постоянным участником уличного видеофестиваля "Пусто". Участник выставок в ГЦСИ, Москва, White Box gallery, Нью-Йорк; 2-ой Московской биеннале современного искусства, выставки Brussia в рамках проекта Europalia в Брюсcеле.