Далай-лама Тензин Гьятсо выступил с юбилейной речью по случаю 50-летия восстания в Тибете, в которой поделился гордостью за тибетскую молодежь, принявшую участие в мартовских беспорядках в Лхасе и других городах автономии в 2008 году.
Далай‑лама XIV - духовный лидер буддистов Тибета и территорий, находящихся в зоне тибетской цивилизации (Монголия, Бурятия, Тува, Калмыкия, Бутан и т. д.). Он родился 6 июля 1935 года в маленькой деревне Такцер, в провинции Амдо на северо-востоке Тибета в крестьянской семье через два года после смерти предыдущего правителя, Далай-ламы XIII. Он был пятым из девяти детей в семье. При рождении получил имя Лхамо Дхондруп.
После смерти Далай-ламы XIII велись поиски мальчика, в тело которого, согласно представлениям буддистов и ламаистов, переселился дух покойного. Обнаруженный в 1937 году специальной поисковой группой Лхамо Дхондруп после соответствующих испытаний был признан реинкарнацией Далай-ламы XIII и воплощением всех предшествующих тринадцати далай-лам Тибета. Восточный район Тибета, где находилась родина нового далай-ламы, был в тот период под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, в октябре 1939 года Далай‑лама XIV покинул дом своих родителей и направился в Лхасу.
22 февраля 1940 года состоялась церемония возведения далай-ламы на престол. Лхамо Дхондруп получил новое имя - Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тенцзин Гьятсо. Затем последовали годы учебы. Он обучался по традиционной системе в Потале и Нор-бу Линге, своих зимней и летней резиденциях. У Далай-ламы XIV были два официальных наставника - Йонгзин Линг Ринпоче и Йонгзин Тричанг Ринпоче. В программу его обучения входили "пять больших наук" - логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия - и "пять малых" - поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность.
В возрасте 24 лет Далай-лама XIV сдал предварительные экзамены на степень доктора богословия в трех крупных монастырских университетах: Дрепунг, Сэра и Ганн-дэн. Завершающие экзамены он сдавал в присутствии 20 000 ученых монахов в Джокханге - первом буддийском храме Тибета, основанном в 641 году, и получил звание доктора богословия (Геше Лхарамба).
17 ноября 1950 года, еще в процессе обучения, далай-лама, которому исполнилось на тот момент всего 15 лет, по просьбе чрезвычайной сессии Национальной ассамблеи Тибета принял на себя политические полномочия, возглавив правительство и государство. Причиной этому послужило вступление в Тибет войск Народно-освободительной армии Китая. В 1951 году было подписано тибетско-китайское соглашение, по которому Тибет стал частью Китая.
В 1950‑1959 годах Далай-лама XIV предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями. Занимал государственные посты: был членом Всекитайского комитета Народного консультативного совета Китая (1951-1959), депутатом Всекитайского собрания народных представителей (1954-1959), председателем подготовительного комитета по созданию в составе КНР Тибетского автономного района, почетным председателем Китайского общества буддистов (1953-1959).
В середине 1950‑х годов в Тибете началось движение против китайских властей, вылившееся в 1959 году в открытое восстание, которое было подавлено. 17 марта 1959 года Далай-лама эмигрировал в Индию, где поселился в небольшом городке Дхармасала на севере Индии (штат Химачал-Прадеш). За ним в изгнание последовала элита тибетского буддизма: ученые-ламы, главы философских школ и монастырей. Большинство из них поселились в той же области, что и Далай-лама.
В Индии Далай-лама сформировал и возглавил правительство Тибета в изгнании. Он руководил мерами по сохранению тибетской культуры: на территории Индии была создана система для обучения детей беженцев родному языку и культуре. Были открыты Тибетский институт исполнительских видов искусства и Центральный институт высших тибетских исследований.
В 1963 году Его Святейшество провозгласил демократическую конституцию, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека как модель будущего свободного Тибета.
В отличие от своих предшественников, Далай-лама ХIV много путешествует по странам Востока и Запада. Он посетил более 40 стран, встречался с политическими деятелями, духовенством, деятелями культуры, бизнесменами, установил международные контакты с религиозными лидерами разных стран и конфессий.
Несколько раз посещал российских буддистов, был награжден орденом Дружбы народов. В 1994 году, находясь в Москве, выступал в Госдуме. Последний пастырский визит состоялся 29 ноября – 1 декабря 2004 года в Калмыкию.
Его Святейшество является автором многих книг по буддизму, по тибетской философии и медицине, автобиографии.
В 1989 году Нобелевский комитет удостоил Далай-ламу ХIV премии мира, высоко оценив его усилия по «поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа».
Среди многочисленных премий и наград, присужденных Далай-ламе за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека, - филиппинская премия Магсейсея (известная как «Нобелевская премия Азии»); гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США); премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия); «Премия памяти» (фонд Даниэля Миттерана, Франция); «Награда за лидерство в области миротворческой деятельности» (фонд «Ядерный век», США); награда «За мир и объединение» (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия), Первая премия Фонда Сарториуса (Германия), Золотая медаль конгресса США.
В 2006 году Далай-лама XIV получил почетное гражданство Канады.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников