Рейтинг@Mail.ru
Российская фоторазведка все еще близорука - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская фоторазведка все еще близорука

Читать ria.ru в
Пионерами видовой разведки из космоса стали США. В августе 1960 г. ими впервые были получены изображения земной поверхности со спутника фоторазведки с символичным названием Kеy hole –«Замочная скважина». Первый советский спутник-фоторазведчик «Зенит-2» принимается на вооружение 10 марта 1964 г.

Юрий Зайцев действительный академический советник Академии инженерных наук РФ.

Пионерами видовой разведки из космоса стали  США. В августе 1960 г. ими впервые были получены изображения земной поверхности со спутника фоторазведки с символичным названием Kеy hole –«Замочная скважина». Первый советский спутник-фоторазведчик «Зенит-2» принимается  на вооружение 10 марта 1964 г.

В какой-то степени побудительным мотивом к ликвидации монополии США на всемирную разведку стало случайное приземление в 1960 г. на территории СССР капсулы с фотопленкой американского спутника. Советские военные воочию убедились  в эффективности космической съемки для  получения стратегически важной разведывательной информации о своих вероятных противниках.

Головной организацией по созданию советских космических «штирлицев»  определили королёвское ОКБ-1, и вскоре начались опытные запуски переделанных из пилотируемых кораблей «Восток» автоматических спутников, оснащенных специальной фотоаппаратурой. Первый полет состоялся в апреле 1962 г. («Космос-4»), десятый – последний в серии летных испытаний перед принятием на вооружение,  завершился посадкой спускаемого аппарата с фотопленкой в октябре 1963 г. («Космос-20»).
С 1962 по 1970 гг. был запущен 81 такой спутник. Максимальное число стартов – тринадцать -  пришлось на 1967 г.:  арабо-израильская война потребовала интенсивной  съемки районов Ближнего Востока. К этому времени в США для фоторазведки начали использоваться спутники с двумя посадочными капсулами. Это позволяло оперативнее доставлять на Землю  отснятую пленку, не дожидаясь свода с орбиты  космического аппарата. Новая фотоаппаратура  обеспечивала разрешение съемок, предположительно (эти данные до сих пор  засекречены) лучше 50 см.

Рассматривались два варианта ответа на западные разработки: модернизировать уже существующие аппараты, прежде всего, совершенствуя их целевую начинку, или создавать принципиально новые с  более высокими возможностями. В итоге пошли и по тому, и по другому пути.

В 1970 г. принимаются на вооружение спутник обзорной фоторазведки с относительно невысокой разрешающей  способностью фотоаппаратуры и спутник детальной фоторазведки (ДФР). Оба были, по сути,  модернизированными версиями «Зенита-2» и получили обозначе-ние «Зенит-2М» и «Зенит-4М» соответственно. Аппараты оснащались корректирующими двигательными установками,  позволявшими, с целью лучшего достижения целей фотосъемки, изменять высоту полета.

В 1973 г. начались летные испытания, и пять лет спустя  принимается на вооружение принципиально новый фоторазведчик «Янтарь-2К», с несколькими посадочными капсулами. Длительность его полета составляла 30 суток. Было выполнено 30  запусков этих аппаратов. Но два раза отказывала ракетаноситель, и  дважды спутники подрывались на орбите из-за серьезных неисправностей, не позволявших вернуть на Землю отсек спецаппаратуры. Последний старт  «Янтаря-2К» состоялся в 1983 г.
Затем на вооружение принимается  «Янтарь-4К». Внешне  он практически  не отличался от своего предшественника, но другой была спецаппаратура. Продолжительность его полета  сначала составляла 44 суток, у последующих модификаций она была доведена до 50-60 и, наконец, до 70 суток. 

Помимо аппаратов ДФР запускались и спутники оптико-электронной разведки (ОЭР) семейства «Янтарь», которые не нуждались в возвращении на Землю вещественного носителя  информации (пленки), а потому не оборудовались посадочными капсулами. В целом они решали те же задачи что и спутники  ДФР, но отличались существенно большей оперативностью получения изображений, хотя и при значительно меньшей их детальности.

В конце  1980-х годов «Янтари-4К» ДФР запускались 7-8 раз в год, что обеспечивало практически непрерывное присутствие на орбите хотя бы одного из них. В 1990-1992 гг. количество запусков сократилось до 5-6 в год. При длительности полетов в 55-60 суток это все-таки позволяло осуществлять почти непрерывные  наблюдения. Начиная с 1993 г. из-за  проблем  финансирования количество запусков стало сокращаться особенно резко:  было запущено лишь три аппарата, а в 1994-1995 гг. – по два.

При этом сокращение числа запусков лишь незначительно компенсировалось увеличением продолжительности полетов:  в 1993 до 65  суток,  в 1994 – до 70.  Полет «Космоса-2331» в 1996 г. продолжался почти три месяца (89 суток). Однако при  запуске очередного аппарата (в июне 1996 г.) он был утерян из-за аварии носителя и российские военные почти на год остались  без средств детальной космической разведки. Положение  усугубилось аварией спутника ОЭР «Космос-2320», который  вместо планировавшихся 10,5-12,5 месяцев отработал  на орбите только 4 месяца. В результате военные на протяжении более семи месяцев  не имели  в космосе ни одного рабочего аппарата видовой разведки.

В конце 1990-х – начале 2000-х годов ситуация более-менее стабилизировалась. В 2006 г. Минобороны вышло на устойчивую периодичность запусков (один раз в год)  новых модификаций аппаратов семейства «Янтарь-4К» спутников серии «Кобальт». Как и их предшественники, они используют возвращаемые капсулы с пленкой для доставки информации на Землю. Штатный срок активного существования  этих аппаратов, по оценке экспертов, составляет от 60 до 120 суток. В последний раз спутник из этой серии был запущен в июне 2007 г. («Космос-2427»)  и  сошел с орбиты после 76 дней работы.

С 2010 г. планируется прекратить эксплуатацию «Кобальтов»  – им на смену должны прийти спутники оптической разведки «Персона» (по два запуска ежегодно),  предназначенные для получения снимков высокого разрешения с передачей  их на Землю по радиоканалу. Первый такой спутник («Космос-2441»)  был выведен на орбиту в рамках летно-конструкторских испытаний 26 июля прошлого года. Ожидалось, что новый космический аппарат позволит прервать затянувшийся на семь лет период, когда военное ведомство не имело возможности оперативно получать из космоса снимки земной   поверхности достаточно высокого разрешения. Последний спутник ОЭР  был сведен с орбиты в мае 2001 г. С этого времени  военным оставалось довольствоваться  только информацией, получаемой «Кобальтами». При этом, между выполненной ими фотосъемкой  и спуском капсулы с пленкой  на Землю проходило до месяца, что снижало оперативную ценность информации.

С июня 2006 г. военные, видимо, могли пользоваться и снимками гражданского «Ресурса-ДК», также передаваемыми по радиоканалу. Вместе с тем,  разрешение этих снимков  составляет около метра. По неофициальным данным военному ведомству  требуются космические фотографии с разрешением менее 30 см. Видимо, этим требованиям  отвечает «Персона».

Сообщалось, что гарантийный срок активного существования нового спутника должен составлять 7 лет. Однако  запущенная летом прошлого года  «Персона» вскоре после выхода на орбиту прекратила работу. По заявлению вице-премьера Сергея Иванова, причина - в использовании при изготовлении космического аппарата некачественной электроники.

Хотя космическая разведка и не заменяет ядерное сдерживание, которое продолжает оставаться краеугольным  камнем мировой системы безопасности, однако имеет важное стратегическое значение. Лишенная разведывательных спутников страна становится слепой и глухой.

Американское Национальное разведывательное управление (NRO) в настоящее время получает фотоснимки  высокого разрешения с не менее чем трех собственных военных космических аппаратов и трех «коммерческих» спутников, созданных с использованием технологий военной видовой разведки. Так же не исключено, что NRO получает разведданные  с нескольких  французских спутников оптико-электронной разведки,  японских  и израильских разведывательных космических аппаратов.

По мнению  аналитиков, сегодняшнее состояние российской космической разведки не обеспечивает информационного равенства  во многих сферах жизнедеятельности мирового сообщества: политической, научно-технической, экономической, и, конечно же, военной,  а значит, создает угрозу национальной безопасности России.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала