Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
В ближайшие месяцы российскую экономику ждут новые серьезные испытания. Рекордное падение спроса на рынке недвижимости может больно ударить не только по бизнесу застройщиков, но и по смежным отраслям, что приведет к новым увольнениям. А к реализации тех инфраструктурных проектов, которые, по замыслу чиновников, могли бы в значительной мере решить проблему занятости, государство, как выясняется, не готово. В то же время армию отечественных безработных продолжает пополнять «иностранный легион» - приток мигрантов из-за кризиса не только не уменьшился, но даже возрос.
Глубина падения
Февраль 2009-го обернулся для застройщиков рекордным падением цен. Отраслевые эксперты уверяют, что так быстро недвижимость не дешевела даже после дефолта 1998 года. По данным аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» (ИРН), в феврале долларовые цены на жилье опускались больше, чем на 2% в неделю, всего по итогам месяца индекс цен снизился на 7,6% и пробил психологическую отметку в $5 тыс. за квадратный метр. В связи с этим, скорее всего, стоит ожидать сокращения строительства. Еще в декабре прошлого года замминистра регионального развития Сергей Круглик на заседании межведомственной рабочей группы по нацпроекту «Доступное и комфортное жилье» предположил, что объемы жилищного строительства в РФ в 2009 году сократятся на 15%. Как показывает практика, в эпоху экономического кризиса падение объемов строительства неизбежно. Замороженные московские стройки – наглядное тому подтверждение.
У населения было немало претензий к строительным компаниям: это и уничтожение исторического облика Москвы, и точечная застройка, и разрушение рынка труда. Не секрет, что строительные компании были едва ли не главными инициаторами массового ввоза в РФ дешевой рабочей силы из Азии. Но вместе с тем, строительный комплекс в последние годы стал локомотивом для множества смежных отраслей. Снижение объемов строительства не лучшим образом отразилось на работе целого ряда компаний: в январе 2009-го выпуск стенных блоков снизился на 51,7%, цемента на 44,3%, кирпича на 42,7%, железобетонных конструкций – на 44,1%. Заводы были вынуждены переходить на неполную рабочую неделю, сокращать персонал или отправлять работников в вынужденные отпуска.
Лечение оптимизмом
Когда вновь смогут заработать стройки – сказать трудно. Ведь пока невозможно точно спрогнозировать, что будет со спросом, а значит, и с ценами на жилье. Министр финансов Алексей Кудрин уверен, что цены на недвижимость вернутся к докризисному уровню не раньше, чем через 5-10 лет. Строители более оптимистичны – исходя из опыта предыдущих кризисов, они надеются, что рынок полностью восстановится не позднее, чем через два-три года. Некоторые чиновники и вовсе видят будущее в розовых тонах: в феврале 2009-го глава Минрегионразвития Виктор Басаргин и первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин независимо друг от друга заявили, что объемы жилищного строительства в этом году не только не упадут, но будут расти.
Почему это должно произойти - чиновники не пояснили, но можно предположить, что они сравнивают нынешнюю ситуацию с кризисами 1992-го и 98 годов. Действительно, тогда инфляция составляла порядка 20% в год, а рубль в течение полугода дешевел в примерно в пять раз. Если смотреть на инфляцию и на курс рубля, то в сравнении с 90-ми, сейчас вполне спокойное время. Да и деньги для того же строительства в стране есть. Просто экономика поражена кризисом недоверия: банки не спешат кредитовать застройщиков, многие из которых, как печально известная Mirax Group, увязли в многомиллионных долгах.
А потенциальные покупатели не спешат тратить деньги, предпочитая переждать кризис. Наконец, одним из важных двигателей строительного рынка примерно с 2003 года стала ипотека, которая теперь становится недоступной. В результате потенциальный спрос, по оценке участников рынка, сократился примерно в два раза.
Сдвинуть ситуацию с мертвой точки могло бы государство, за счет поддержки ипотечных программ, кредитования строительных компаний или выкупа квартир. О помощи ипотеке чиновники говорят довольно много, но конкретные механизмы этой помощи еще не выработаны. Выделяемые в виде кредитов деньги (это касается не только строительных компаний), коммерсанты стараются перевести за границу – кому как не игрокам рынка знать, насколько зыбкой оказалась экономическая модель, выстроенная в РФ за последние два десятилетия. Не идут пока дела и с выкупом квартир государством – риэлторов не устраивает предложенная государством цена. По данным ИРН только в декабре 2008-го государство хотело выкупить около 15 тыс. квартир, но продавцы согласились продать лишь 3 тыс. квартир.
Все свободны
Значит ли это, что падение производства и массовые увольнения в строительной отрасли и смежной с ней отраслях неизбежны? Вовсе нет. По крайней мере, загрузить мощности производителей строительных материалов государству вполне под силу. Чиновники, в том числе и самого высокого уровня, не раз говорили, что «спасательным кругом» для экономики в таких условиях могли бы стать инфраструктурные проекты, в частности - строительство дорог.
Но теперь оказывается, что государство намерено не увеличивать, а урезать ассигнования на дорожное строительство. Как заявил в среду 4 марта министр транспорта Игорь Левитин, программы дорожных работ необходимо пересмотреть и оптимизировать – Минтрансу предписано сократить расходы на 30%. И ведомство Левитина намерено в 2009 году снизить расходы на строительство и ремонт дорог примерно на 150 млрд руб.
Дело в том, что дороги в РФ строят с огромными издержками – на строительство одного километра дорожного полотна у нас в стране тратят в 70 раз больше денег, чем в США. Оптимизировать и удешевить стройку можно было бы за счет внедрения новых современных технологий, но новым технологиям бизнесмены и чиновники предпочитали массовое использование дешевой низкоквалифицированной рабочей силы в лице гастарбайтеров. Постоянно выдвигая привлекательные тезисы о формировании в стране инновационной экономики, государство до сих пор не может определиться, какой труд оно предпочитает - дешевый или высококвалифициорованный.
Кстати, вопреки утверждениям некоторых оптимистов, приток иностранной рабочей силы в Россию в связи с кризисом не только не сократился, но, наоборот, вырос. Этого стоило ожидать – слаборазвитые экономики среднеазиатских стран не могут противостоять экономическому кризису, и их население спешит перебраться в более благополучные государства.
По словам главы столичного Департамента труда и занятости Олега Нетеребского, с начала 2009 года в Москве зарегистрировались 190 тыс. мигрантов – это на 17% выше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом трудоустроиться удалось лишь 32 тысячам из них. Как признал чиновник, это формирует очень тревожные тенденции на столичном рынке труда – некоторые работодатели стремятся заменить своих сотрудников более дешевыми гастарбайтерами. Так, Московский шарикоподшипниковый завод, потеряв крупный заказ, поспешил сократить значительное число москвичей, взяв на их место мигрантов. Видя обилие дешевой рабочей силы, недобросовестные коммерсанты, набирая персонал, нередко выдвигают требования заведомо неприемлемые для москвичей, например, зарплата в 8 тыс. руб. и знание таджикского языка.
Между тем, по оценке компании ФБК, Россия в этом году может выйти на первую строчку (сейчас РФ на шестом месте) среди европейских стран по числу безработных с показателем в 8,5-9млн человек. Драматичная ситуация складывается в моногородах – сегодня более полутысячи градообразующих предприятий, в том числе и производителей строительных материалов, заявили о планах по увольнению сотрудников. Вряд ли этих людей устроят объяснения чиновников, о том, что мигранты занимают лишь «невостребованные» коренным населением вакансии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции