Рейтинг@Mail.ru
Дэвид Милибанд: нельзя допустить отката к протекционизму - РИА Новости, 05.03.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дэвид Милибанд: нельзя допустить отката к протекционизму

© Foreign & Commonwealth Office Дэвид Милибанд
Дэвид Милибанд
Читать ria.ru в

Интервью министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибанда журналистам стран группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) в преддверии Лондонского саммита "большой двадцатки" (G20).

- (Даниэла Миланезе, Grupo Estudo, Бразилия) Премьер-министр Великобритании Гордон Браун готовится посетить Бразилию в конце этого месяца. Какие ожидания у британского правительства относительно приверженности президента Бразилии идеям саммита G20?

- Я считаю, что сейчас абсолютно ключевой момент для мировой экономики, богатых и бедных стран. Менее четырех недель осталось до лондонского саммита "большой двадцатки". И взаимодействие с такими странами, как Бразилия, не только по телефону, но и в ходе личных встреч, которые планирует премьер-министр (Великобритании - прим.ред.), является очень важным.

Повестка дня саммита G20 охватывает такие вопросы, как экономический рост, занятость, а также финансовая стабильность и регулирование. Нам предстоит вернуться к тому, что осталось неохваченным на Вашингтонском саммите в части регулирования финансовых рынков. Теперь нам предстоит сделать больше.

Мы должны предпринять действия по ребалансировке мировой экономики, помочь бедным странам, в том числе через увеличение объемов торговли, через сохранение бюджетов развития, а также обеспечить устойчивое и низкоуглеродное восстановление экономики. Я думаю, что все дискуссии премьер-министра с лидерами, которых он пригласил, будут важной частью этого процесса.

- Как именно такие страны, как Бразилия, вносят свой вклад в регулирование мировой финансовой системы?

- Я считаю, что Бразилия и страны вроде Бразилии могут, во-первых, продемонстрировать, что решения, принятые в промышленно развитых странах, могут иметь глобальные последствия, и эти последствия необходимо учитывать, принимая решения по регулированию рынков.

Во-вторых, Бразилия и страны вроде Бразилии могут помочь связать финансовое регулирование и его экономические последствия и добиться, чтобы реальная экономика не была забыта во время дискуссий о регулировании финансового сектора.

В-третьих, страны вроде Бразилии могут добиться того, чтобы миллиарды людей во всем мире, которые зависят от решений саммита "двадцатки", были соответствующим образом на нем представлены. В этой связи участие Бразилии и стран вроде Бразилии - это важный символ того, что можно назвать совместным глобальным урегулированием на экономическом фронте.

- (Александр Смотров, РИА Новости, Россия): Президент России уже дал понять, что ждет от саммита "двадцатки" не "говорильни", а конкретных результатов и документов. Насколько вероятно достижение на саммите таких конкретных договоренностей?

- Британское правительство очень радо комментариям президента Медведева о его приверженности реальным результатам, а не просто новым задушевным разговорам. Весь мир сейчас осознает, что никто не застрахован от этого экономического кризиса. Это не кризис Запада, это глобальный кризис с глубокими последствиями. Приверженность российского правительства реальным действиям и готовности внести свой вклад в эти реальные действия очень приветствуется.

Первым делом должны быть рассмотрены оставшиеся нерешенными вопросы в области финансового регулирования, которые остались нам от Вашингтонского саммита. Сорок семь областей, где необходимы практические реформы, были обозначены на Вашингтонском саммите.

После Вашингтонского саммита премьер-министр (Великобритании - прим.ред.) возглавил процесс, целью которого было показать связь между финансовой экономикой и реальной экономикой. Вот почему нынешний саммит посвящен не просто стабильности, он также посвящен экономическому росту и рабочим местам, потому что во всех наших странах вопросы роста и занятости - это неоспоримый тест на жизнеспособность экономики.

Также важны вопросы макроэкономической координации, открытости торговли, реформирования финансовых институтов, продолжения устойчивого развития. Вот практические шаги, которые можем сделать, и повестка дня, которая формируется на этот саммит.

- "Двадцатка" является достаточно представительным форумом, однако в ней не представлены страны Восточной Европы и Украина, которые в наибольшей степени пострадали от кризиса, по крайней мере в Европе. Что вы готовы сделать, чтобы голоса и озабоченности этих стран были услышаны на саммите в Лондоне?

- Я считаю очень важным, чтобы двадцать лидеров, которые соберутся в Лондоне 2 апреля, осознавали, что они говорят не столько от имени своих собственных стран, сколько о возможности принятия глобальных решений в общих интересах. Я думаю, что экономический кризис ясно дал понять, что политика остается национальной, а экономика является глобальной. И этот саммит "двадцатки" - это серьезная попытка наладить политический диалог об управлении экономикой.

На мой взгляд, тем странам, которые чувствуют, что их лидер не присутствует здесь, потому что они не входят в число двадцати крупнейших экономик, нужно добиться, чтобы те лидеры, которые будут здесь, выступали от имени всех стран мира, а не только своих собственных.

Разумеется, с европейской точки зрения мы озабочены ситуацией к востоку от границ Европейского Союза и мы считаем очень важным продвигать через такие механизмы, как "Восточное партнерство", которое развивает Евросоюз, политическую и экономическую стабильность в странах на его восточной границе.

- (Х.С.Рао, Press Trust of India, Индия): Мы проводим эту встречу сразу после теракта в Лахоре против команды Шри-Ланки по крикету. Терроризм является глобальной проблемой. Будут ли лидеры "двадцатки" обсуждать пути борьбы с этой глобальной проблемой?

- Я думаю, что Вы правы, говоря о том, что без обеспечения безопасности экономический рост будет невозможен, равно как он будет невозможен без обеспечения верховенства закона.

Мы действительно проводим эту встречу на фоне ужасных событий в Пакистане, где произошло нападение на команду Шри-Ланки. Мы выражаем наши глубочайшие соболезнования семьям тех, кто погиб или был ранен. Мы также продолжаем демонстрировать нашу солидарность с народом Индии после ужасных терактов в Мумбаи. Непосредственным приоритетом является поддержка расследования, проводимого Пакистаном, по розыску и преданию правосудию людей, совершивших эти теракты. Это надо сделать быстро.

Наши страны должны улучшить обмен информацией в нашей совместной работе по борьбе с международным терроризмом. Этот саммит будет сфокусирован на экономике, но мы должны на площадках других форумов, включая формат "G8+5", обеспечить совместные международные действия по этой очень важной глобальной проблеме.

- Одним из важных вопросов является экология и глобальное потепление. Какие шаги "двадцатка" предпримет по этому вопросу, которому ранее не уделялось того внимания, которого он заслуживает?

- Я считаю, что мы должны рассматривать изменения климата как экономическую проблему, а не только как проблему охраны окружающей среды. Именно мировая зависимость от высокоуглеродных источников энергии привела к ситуации, когда в прошлом году цены на нефть достигли 147 долларов за баррель, и это вызвало серьезные проблемы как для богатых, так и для бедных стран.

Вот почему премьер-министр (Великобритании - прим.ред.) настаивает на том, чтобы из экономической депрессии был найден устойчивый выход. Мы ясно даем понять, что этот выход должен быть низкоуглеродным. И я думаю, что такое низкоуглеродное оздоровление может быть достигнуто путем скоординированных действий, но это требует соответствующих международных переговорных структур, которые обеспечивает ООН и проводимая ею в конце этого года важная международная конференция в Копенгагене.

Это также вопрос политического лидерства, и здесь лидеры "двадцатки" имеют 2 апреля важный шанс дать очень ясный сигнал о центральной роли возобновляемых источников энергии, о необходимости энергоэффективности, о необходимости сильной "зеленой" составляющей в фискальном стимулировании. Мы уже выразили свою приверженность данному подходу и надеемся, что многие другие лидеры также продемонстрируют такую приверженность.

- (Хе Далонг, Синьхуа, Китай) Мой вопрос о протекционизме. Мы слышали заявления о том, что развитые страны выступают и принимают меры против протекционизма. Насколько правильными Вы считаете такие меры и какую роль может играть Всемирная торговая организация в принятии мер против протекционизма?

- Я полагаю, что мы знаем из опыта 1930-х годов об опасности, которой грозит протекционизм. Протекционизм может превратить падение в сокрушительный обвал. Очень важно, чтобы на этот раз страны мира не обернулись вовнутрь себя. Я надеюсь, мы надеемся, что саммит G20 пошлет четкий антипротекционистский сигнал. Это важно и озвучивать в речах, и воплощать в конкретных действиях. Разумеется, самым заметным знаком прогресса в вопросе открытой торговли было бы завершение ныне остановившегося на месте торгового раунда переговоров (Дохийский раунд ВТО - прим.ред.).

Я думаю, что многие, реалистично оценивая ситуацию, скажут, что непосредственным приоритет сейчас - остановить откат к протекционизму. Пока речь не идет о достижении глобального соглашения о торговле, хотя это остается желаемой целью. Речь идет о том, чтобы не допустить скатывания к протекционизму, потому что протекционизм в конце концов окажется ложной ценностью, "обманкой". Он не приведет к сохранению рабочих мест.

Мы можем разработать документ под условным названием "социальный компакт", где люди будут защищены, но не через протекционизм. Они должны получать необходимую социальную помощь, которая позволит им поддерживать приемлемый уровень жизни в случае потери работы. Протекционизм этого дать не сможет.

Так что я согласен с тем, что на лидерах лежит большая ответственность относительно того, чтобы выступить против протекционизма.

- Какие действия G20 может предпринять, чтобы продвинуть вперед Дохийский раунд переговоров?

- Как я уже сказал, первостепенной задачей является остановка сползания в протекционизм. Но, на мой взгляд, когда эта задача будет успешно выполнена, мы вновь вспомним о том, что переговоры о мировой торговле застопорились вокруг достаточно узкого круга вопросов. В итоге возобновление этих переговоров станет важной частью выхода из кризиса. И чем дольше они будут откладываться, тем дольше будет откладываться это оздоровление.

***

Итак, теперь у нас есть время для беседы. Расскажите, пожалуйста, какие вопросы в ваших странах обсуждаются в контексте предстоящего саммита "двадцатки"?

- (Даниэла Миланезе, Grupo Estudo, Бразилия): Люди ожидают конкретных результатов от саммита, есть общее видение того, что финансовая система нуждается в регулировании, но интересно, каковы будут практические итоги?

- Ключевым вопросом является макроэкономическое регулирование, а также фискальное и монетарное реагирование в достаточно уникальных условиях, когда в западных экономиках учетные ставки вплотную приближаются к нулевой отметке.

Я считаю важными шаги по достижению более системных регулятивных возможностей. В настоящее время есть реальное ощущение того, что регулятивные инструменты, разработанные для национальных экономик, еще не воплощены на региональном и глобальном уровне. С этой точки зрения важно обратить внимание на Европу и на доклад Ларуазье (Жак де Ларуазье - известный французский финансист, бывший глава МВФ и ЕБРР - прим.ред.) о европейском финансовом регулировании, который, на мой взгляд, обозначает для нас несколько важных пунктов на будущее.

Но в современной интегрированной глобальной экономике также важно и то, чтобы национальные регулирующие структуры и системы могли встраиваться в глобальные, обеспечивая координацию между различными частями мира. В этой связи нынешний саммит является возможностью для ребалансировки мировой экономики в достаточно фундаментальном смысле, не только между Севером и Югом в плане развития, но и в регулятивном и экономическом плане.

- (Александр Смотров, РИА Новости, Россия): Люди в России также ждут конкретных результатов, есть вопросы о том, как Россия и другие страны смогут представить на саммите интересы государств СНГ. Кроме того, интересно, состоятся ли в этом году новые встречи "двадцатки", кому и когда Лондон, принявший эстафету от Вашингтона, передаст ее дальше?

- Я думаю, что подхватывание эстафеты будет очень важным вопросом. В конце концов, один день активных дискуссий, даже после шести месяцев интенсивной подготовительной работы, никогда не является завершением истории. Неизбежно потребуется дальнейшая работа.

Одна из проблем, над которой надо работать при подготовке саммита G20 - это то, как его повестка дня будет продолжаться в дальнейшем. Это важная встреча, но ее надо чем-то продолжать, причем не только путем воплощения в жизнь принятых решений, но и продвижением вперед общей глобальной дискуссии.

Что-то из этого будет продолжено в рамках существующих структур, например, рамочной конвенции ООН об изменениях климата. Но в других областях должно быть эффективное и целеустремленное сотрудничество по созданию новых структур для обсуждения. Многие страны ощущают необходимость нового осмысления.

- (Даниэла Миланезе, Grupo Estudo, Бразилия): Какого рода структуры это могут быть?

- Прежде всего напомню, что G20 - это новый форум. Поэтому возникают вопросы о том, как будет двигаться процесс в рамках "двадцатки" после 2 апреля. Еще одна наша задача - добиться хороших результатов 2 апреля, а дополнительная задача - добиться их воплощения в жизнь.

"Двадцатка" должна будет решить, нужно ли ей двигаться вперед и как это нужно делать, будут ли созываться новые саммиты и как они будут организованы. Разумеется, важно развивать более представительные структуры через механизм "большой двадцатки", разрушая монополию "большой восьмерки" и "большой семерки".

Соединенное Королевство придерживается взгляда, что современная глобальная экономика и современное глобальное общество не могут управляться старыми системами власти, которые отражают лишь баланс экономической мощи после Второй мировой войны. Это очень важный сигнал, который исходит из символики встречи двадцати мировых лидеров.

- (Х.С.Рао, Press Trust of India, Индия): Индия была в последнее время сконцентрирована на теме выборов, но тем не менее люди озабочены снижением экспорта в страны Европы, в США, в Великобританию. Поэтому все ждут, какие решения мировые лидеры примут для борьбы с мировым экономическим спадом.

- Я думаю, что присутствие таких стран, как Индия, за столом переговоров "двадцатки" является очень значимым, причем не только из-за опыта индийских лидеров в вопросах экономики, но и ввиду экономических нужд самой страны и экономического вклада Индии, достигшей невероятной экономической мощи в последние 20-30 лет.

При этом страна все еще имеет заметный уровень бедности, с которым ей предстоит бороться. Индия является родиной ряда больших инноваций в контексте мировой экономики, но также и родиной ряда больших экономических потребностей в контексте мировой экономики. Так что требование Индии об удовлетворении этих нужд является абсолютно правильным.

Я считаю, что приверженность продолжению развития, которая сейчас превратилась в вызов для многих лидеров, очень уместна. По мере выработки повестки дня саммита, я надеюсь, что многие озабоченности Индии будут должным образом отражены за столом переговоров "двадцатки".

- Хе Далонг, Синьхуа, Китай: Мы считаем важным стабилизировать экономический рост, чтобы создавать рабочие места и поддерживать социальную стабильность. Поэтому китайский народ надеется, что саммит будет успешным. Как Вы считаете, что нужно сделать, чтобы подтолкнуть саммит к успеху?

Одна тема, которую я хотел бы выделить для всех стран, которые представлены за этим столом, это важность процесса распространения идей "двадцатки". Идет очень серьезная работа не только на уровне правительств, но и экономистов, ученых, а также широкой общественности, в том числе через интернет-сайт саммита "двадцатки".

Я надеюсь, что саммит G20 - это шанс начать новый глобальный диалог о том, как мировые политики могут реагировать на вызовы мировой экономики. Я считаю, что приверженность Китая этому вопросу была ясно продемонстрирована в ходе визита в Лондон в начале февраля председателя Госсовета КНР Вэнь Цзябао и его команды для обсуждения многих вопросов с особым упором на экономику.

Тот факт, что такие страны, как Китай, Индия, Россия или Бразилия являются полноправными партнерами в дискуссиях о будущем мировой экономики, сам по себе очень значителен. Это говорит о том, что западные лидеры больше не верят в то, что могут решить глобальные проблемы самостоятельно - это так и это важный момент. Я считаю исходящий сигнал о новом балансе политического диалога очень важным.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала