Рейтинг@Mail.ru
Один танец едва не стоил Ларисе Лужиной карьеры - РИА Новости, 04.03.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Один танец едва не стоил Ларисе Лужиной карьеры

Читать ria.ru в
Дзен

Лариса Лужина - актриса необычной судьбы. Когда-то карьера в кино была для нее недосягаемой мечтой: она получила отказ в театральном институте. Все изменила одна случайная встреча на улице - ей предложили роль в кино, и через некоторое время актриса подобно Золушке стала "принцессой" советского экрана.

Ларису Лужину снимали в лучших фильмах, приглашали на фестивали в Каннах и Карловых Варах, ее воспевал сам Высоцкий. Казалось, что ее жизнь – это сплошная цепь счастливых совпадений, но о настоящей цене успеха известно только ей самой. "...Путь актрисы, актера не усыпан розами и премиями, он труден, извилист... Он не прям и не прост. Как он не прям и не прост в любой профессии, в любом деле, которое делаешь хорошо, с открытой душой...", - говорит актриса.

Блокадное детство

Лучшей работой Ларисы Лужиной часто называют роль Светланы Ивашовой в фильме о войне "На семи ветрах". В этой картине она играла особенно пронзительно, возможно потому, что ей самой пришлось пройти через ужасы войны. Блокада отняла у нее самых близких - старшую сестру Люсю и отца Анатолия Ивановича. Когда его хоронили, то под подушкой нашли несколько сухариков. Умирающий отец спрятал их для дочки…

Чудом переживших блокаду Ларису и ее маму эвакуировали в Кузбасс, а когда они вернулись в родной Ленинград, то выяснилось, что их квартира занята. У мамы, наполовину эстонки, были родственники в Таллине, которые и приютили их.

В таллиннской школе девочке посчастливилось попасть в драмкружок. Именно тогда, выступая на школьной сцене, Лариса Лужина приняла решение стать актрисой.

В своей тональности

Окончив десять классов, Лариса Лужина отправилась в Ленинград - поступать в Государственный институт театра, музыки и кино. Экзаменаторы попросили ее спеть, и тогда переволновавшаяся абитуриентка заголосила: "Легко на сердце от песни веселой". На вопрос, в какой тональности поете, ответила: "В своей". Придя на следующий день в институт, своей фамилии в списке поступивших Лужина не обнаружила.

"Я не из тех людей, которые во что бы то ни стало добиваются поставленной цели, - вспоминает Лариса Лужина. - Вот Марина Неелова шесть раз поступала. И этой великолепной актрисе говорили в приемной комиссии, будто она неталантлива! У меня же не было ее упорства. Поэтому я решила: раз не приняли - значит, не достойна".

Вернувшись в Эстонию, Лариса начала работать на фармацевтическом заводе, а после перешла на кондитерскую фабрику, где целыми днями выдавливала крем и укладывала в коробки зефир. С тех пор актриса терпеть не может зефир.

Однажды Лужина увидела в газете объявление о создании в Таллине Дома моделей и решила попробовать себя на подиуме. "Подиум стал для меня сценой, где я играла свою роль, пусть без текста, но все равно я выходила на публику, - вспоминает Лариса Анатольевна. - Мы с мамой жили очень бедно и не могли себе позволить никаких туалетов. Так что в Доме моделей я почувствовала себя Золушкой на королевском балу".

Господин Случай

Вскоре яркую, улыбчивую манекенщицу заметили, но не на подиуме, а на улице: напротив дома, где жила Лариса Лужина, находились павильоны Таллинской киностудии.  Девушку пригласили прямо с улицы на небольшую роль певицы ночного кабаре в фильме "Незваные гости", вспоминает сайт "Актеры советского и российского кино".

На съемках Лужина познакомилась с ассистентом режиссера фильма Лейдой Лайус, которая и порекомендовала Лужину на курс к одному из опытнейших режиссеров и педагогов советского кино Сергею Герасимову. Приехав в Москву, Лужина набралась смелости и отправилась на встречу к режиссеру.

"Стала читать стихотворение, оно называлось "Ландыши". По его реакции, чувствую, что я стихотворение прочитала как-то не так. И я тогда решилась и говорю: "Знаете, а можно я прочитаю монолог Ларисы Дмитриевны из "Бесприданницы? Только сяду". "Читай, садись". И я села на стульчик вот так возле двери и от жалости к себе, конечно, я расплакалась. У меня текли слезы, я начала читать монолог Ларисы Дмитриевны. Ну, прочитала. А слезы текут, и все это, наверное, вместе получилось очень натурально. И вдруг он так посмотрел и говорит: "Все, хватит, я тебя беру к себе в мастерскую".

"На семи ветрах"

Благодаря Сергею Герасимову Лужиной досталась главная роль в картине Станислава Ростоцкого и Александра Галича "На семи ветрах". В основе сценария лежала реальная история общей знакомой Галича и Ростоцкого, в которую, как говорят, они оба были влюблены.

Роль, которая впоследствии станет для Лужиной знаковой, вначале ей совсем не давалась. Станислав Ростоцкий даже обратился к Герасимову за советом – не лучше ли пока не поздно заменить Лужину на другую актрису. Однако Сергей Апполинариевич верил в свою ученицу, а потому сказал Ростоцкому, что это его вина, что у начинающей актрисы ничего не получается.

Режиссеру пришлось много поработать с Ларисой над образом Светланы Ивашовой, и в итоге молодая актриса смогла выразить на экране всю многогранность своей героини, одновременно хрупкой и при этом мужественной, слабой и надежной, доверчивой и сильной, любящей и чистой. Такой Лужину увидел не только весь Советский Союз, но и вся Европа, в которой с триумфом демонстрировался фильм.

"Несладкая жизнь советской студентки"

Фильм вмиг сделал Ларису Лужину знаменитой. В 1962 году она отправилась с картиной "На семи ветрах" на кинофестиваль в Канны. К этому событию Ларисе прислали из Таллинского дома моделей по старой памяти два вечерних платья. Именно в Каннах произошел случай, который едва не поставил крест на всей дальнейшей карьере начинающей актрисы. Когда на приеме один из присутствующих предложил Ларисе станцевать твист, она засомневалась (этот популярный в те годы танец в Советском Союзе считался безыдейным, но вгиковские студенты "подпольно" его танцевали). Сергей Герасимов ее успокоил: "Иди, танцуй. Моя ученица должна уметь делать все".

Как только Лариса появилась на танцполе, множество фотографов как по приказу начали фотографировать. Вскоре фотография с приема попала в реакционный журнал "Пари Матч" с заголовком "Сладкая жизнь советской студентки". "А затем, когда мы собирались с этой же картиной на фестиваль в Карловы Вары, министр культуры Екатерина Фурцева, которой уже показали тот номер "Пари Матч", вычеркнула мою фамилию из списка делегации. Выручил Сергей Апполинарьевич. Он сказал: "Это моя ученица, приказал ей танцевать я". И я поехала", - вспоминает  Лариса Анатольевна.

Самая популярная в ГДР

Многогранность таланта Лужиной не смогли не заметить европейские режиссеры. В 1965 году режиссер студии ДЕФА Иоахим Хюбнер пригласил советскую актрису на съемки фильма "Доктор Шлюттер". В нем она сыграла две главные роли – антифашистки Евы и ее дочери Ирен.

За время работы в ГДР Лужина успела сняться в шести картинах. Здесь же она впервые сыграла роли из русской классики, в том числе – Варвару Павловну в "Дворянском гнезде". Работа Ларисы Лужиной была высоко оценена немецкими зрителями: по опросу одного из журналов, она была признана самой популярной в ГДР, сообщается на портале  russia.rin.ru.

Высоцкий

Параллельно с работой в Германии Лужина приняла участие в съемках фильма "Вертикаль" (1967), где исполнила роль врача Ларисы. Ее партнером по фильму был Владимир Высоцкий. По словам актрисы, с Высоцким у нее сложились теплые, дружеские отношения. В одном из интервью она призналась:  "…Между мной и Володей ничего не было, к сожалению".

Кстати, самого Высоцкого допустили к съемкам в фильме Станислава Говорухина с одним условием – "не петь". Но тот слова своего не сдержал: очарованный горами, он написал сразу несколько песен, вмиг разлетевшихся по стране. Одну из них он посвятил Ларисе. Говорят, что шуточная песня "Она была в Париже" появилась потому, что Лужина, которая к тому моменту была замужем, не отвечала на его ухаживания.

Первой реакцией на песню была обида: "Получилось, что я такая дура, которая не знает, какие там цветы на нейтральной полосе. <...> …он так меня вывел в этой песне, что я ничего не понимаю, вообще, что я такая легкомысленная, только где-то разъезжаю и все, поэтому на настоящую любовь внимания не обращаю, хотя и шутливая песня. Такой настоящей любви и не было. И последние слова мне были особенно обидны: "Пусть пробуют они, я лучше подожду". Но с годами обиду заменило чувство гордости от осознания того, что Высоцкий посвятил эту песню ей.

Любовь как омут

В кино Ларисе Лужиной посчастливилось играть с лучшими актерами того времени – Владимиром Высоцким, Вячеславом Тихоновым, Игорем Ледогоровым. По сценарию она была влюблена во всех них, но в жизни выбирала совсем других мужчин.
"Мои мужья связаны с кино. Двое – известные операторы, третий ― сценарист, а четвертый администратор", - рассказывает Лариса Анатольевна в интервью журналу TV7, - Все мои романы начинались на съемках. Может быть, даже хорошо, что сейчас быстро снимают фильмы и люди не успевают проникнуться чувствами к своим партнерам, оператору или режиссеру. А раньше на несколько месяцев уезжали в экспедицию. В экспедиции же флюиды любви  витают в воздухе. Вся группа превращается в сплошной роман. Но просто тихо заводить какие-то отношения у меня не получалось. Я бросалась в любовь, как в омут, с головой. Если влюблялась, то жить с другим человеком уже не могла. Мне казалось это предательством. Вот в итоге я и осталась одна".

С первым мужем, оператором Алексеем Чардыниным, Лариса познакомилась еще во время учебы. В Алексея трудно было не влюбиться - высокий, красивый и талантливый он завоевал сердце девушки, и уже после окончания института они поженились. Однако постоянные съемки, командировки и поездки на фестивали не способствовали укреплению брака. Из-за  постоянных разлук он распался спустя семь лет.

Вторым мужем Ларисы Лужиным стал Валерий Шувалов, оператор фильмов "12 стульев", "Экипаж", "Интердевочка" и др. В этом браке у актрисы родился сын Павел. Когда сыну исполнилось шесть лет, Валерий и Лариса расстались.

По словам Ларисы Анатольевны, личная жизнь не складывалась по нескольким причинам: "Существование под одной крышей не для меня. Рушила все в основном я. Я влюблялась, и мне хотелось, чтобы это не было коротким романом, мне нужно, чтобы все было серьезно. А потом это серьезное рушилось. Мужчине не обязательно быть красивым. От него должна исходить определенная энергетика, ток какой-то. И сила. К сожалению, я еще такого не нашла".

Неудачным был и третий брак, и инициатором развода была уже не Лариса: "Третий муж от меня ушел сам. И для меня это было трагедией…".

Роли в кино

По возвращении из ГДР актриса начала испытывать недостаток хороших ролей, часто ей предлагали сыграть героинь подобных Светлане Ивашовой из фильма "На семи ветрах". Со временем на смену ее лирическим героиням приходят сложные и глубоко драматичные образы: Анфиса в картине "Любовь Серафима Фролова" (1968), Мария Макшеева в фильме "Жизнь на грешной земле" (1973). В фильме "Так начиналась легенда" Лужина сыграла роль Анны Гагариной – матери первого космонавта планеты. Но с приходом перестройки для Ларисы Лужиной, как и для многих других актеров, начался период затишья. 

Ситуация изменилась после 2000 года. Лужину пригласила в свою картину "Тайны дворцовых переворотов" Светлана Дружинина. В этом фильме актриса сыграла Прасковью Юрьевну Долгорукову. "Первый раз на меня сшили такой красивый костюм. Обычно все в валенках, телогрейках: то доярка, то колхозница. А тут... Костюмная роль. Княгиня. Пусть не очень большая роль, но все равно для меня это радостно".

Сегодня актриса признается, что всю жизнь мечтала сыграть Вассу Железнову. "Мне очень нравится характер, вот этот железный характер этой железной женщины, очень волевой. Мне бы очень хотелось быть в жизни такой, как Васса. Но она еще была жестоким человеком, я не хотела бы быть такой. Но вот такой характер, такой стержень крепкий хотелось бы иметь", - говорит Лужина в интервью порталу km.ru.

Вот уже почти полвека Лариса Лужина остается верной Театру-студии киноактера. На спектакли и репетиции до сих пор ездит на метро. Сын Ларисы Анатольевны Павел пошел по стопам родителей. Правда, ни оператором, ни актером он не стал, выбрав профессию  звукорежиссера на "Мосфильме".

Сегодня семья Ларисы Лужиной - это семья сына: невестка и два прекрасных внука. С ними она отметит свой 70-летний юбилей. Единственное желание актрисы – это чтобы ее семья была здорова и счастлива.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала