Владимир Мытарев, специально для РИА Новости.
Главная цель состоявшихся на днях инвестиционных форумов, в том числе - IV экономического форума в Красноярске и Глобального инвестиционного форума в Москве – выработка антикризисного «рецепта выживания». Сегодня, похоже, уже все согласны с тем, что государство, бизнес и общественные организации смогут выбраться из колодца кризиса, только «сильно прижавшись спинами друг к другу и карабкаясь изо всех сил». Но, чтобы повернуться спиной к партнеру, а тем более опираться на чужую спину, нужно безусловное доверие.
Так или иначе, сегодня все говорят о необходимости укрепления доверия. Как внутри страны, что, продемонстрировано на примере Японии, где бизнес и население продолжают кредитовать правительство, имеющее госдолг чуть не вдвое превышающий ВВП. Так и в международных делах, где, как признают политики, без взаимного доверия ни одна страна не в силах самостоятельно выйти из кризиса.
В положении разных стран есть много общего, в этой связи темпы и время протекания рецессий в экономике нашей страны могут быть похожи на европейские и американские, считает вице-премьер, министров финансов России Алексей Кудрин. Но, учитывая, что Россия вошла в рецессию позже, правительство разрабатывает антикризисные меры, которые будут направлены на то, чтобы выйти из кризиса быстрее. По мнению экспертов, действительно, Россия не стоит перед линейным спадом. «У России достаточно ликвидных активов», - считает аналитик лондонской Aviva Investors Ltd Киран Кертис. Положение России «по-прежнему лучше, чем у остальных (на постсоветском пространстве), в основном, из-за накопленных резервов», - полагает в свою очередь специалист по новым рынкам лондонской TD Securities Бит Сигенталер. Между тем, по оценкам российского Минфина, можно ожидать, что в нынешнем году спад российского ВВП составит 2,2 процента, но уже в 2010 году произойдет рост ВВП на 2-3 процента.
Однако дальнейшее развитие российской экономики будет определяться развитием конкуренции и институтов рынка. Все это определит и возможности привлечения инвестиций. Если раньше иностранцы, вкладываясь в Россию, ориентировались на огромные золотовалютные резервы страны, на высокий курс рубля, на постоянный приток нефтедолларов, то теперь им придется поменять свои ориентиры, как и российскому бизнесу. Цены на нефть и газ за последние годы избаловали россиян, и нельзя в ближайшие 5 или 10 лет ожидать таких же комфортных условий. Похоже, что призывы Минфина к составлению ненефтегазового бюджета получили более чем веские подтверждения.
Одновременно Алексей Кудрин успокаивает потенциальных инвесторов: государство не собирается подменять бизнес, национализировать банки и предприятия. И даже входить в капиталы банков и предприятий намерено ограниченно, например, в оборонную промышленность.
Правительство намерено в полном объеме сохранить и все запланированные социальные расходы. Однако демографическая картина такова, что эти расходы в дальнейшем придется даже наращивать. Это важно учитывать при решении вопроса о возможном снижении налогов.
Действительно, по мнению министра финансов России Алексея Кудрина, у государства сейчас нет существенной возможности для дополнительного снижения налогов в ближайшие годы. Правда, сам Кудрин отмечает, что моментом выхода из кризиса станет то время, когда начнется оживление частного спроса. А чтобы стимулировать его, нужно снижать налоги и различные макроэкономические риски, включая и пресловутые административные барьеры. Очевидно, что такие решения должны готовится совместно государством и бизнесом, чтобы не подорвать социальные обязательства бюджета.
Кстати, по некоторым оценкам, не столько снижение налогов определит оживление бизнеса, сколько степень доверия между бизнесом и государством. Так что спина к спине – и все вместе вверх со дна кризисного колодца.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции