ВАШИНГТОН, 28 фев - РИА Новости, Мария Табак. Прославленный музыкант Юрий Башмет убежден, что нынешний финансовый кризис является прекрасной возможностью проверки человеческих качеств. Свою теорию он изложил в интервью российским журналистам после совместного с саксофонистом Игорем Бутманом концерта в посольстве РФ в Вашингтоне.
"Я считаю, кризис, если пофилософствовать, это гениальная вещь, Ноев ковчег, проверка на верность, на настоящие ценности. Честное слово", - сказал музыкант.
Отвечая на вопрос РИА Новости о том, отражается ли кризис на его графике гастролей и выступлений, Башмет признался, что главной бедой кризиса является несправедливость.
"Кризис, к великому сожалению, на ком-то сказывается, а на ком-то нет. И это в нашем деле большая проблема. Неважно, кто финансирует какой проект. Важно, что во всех этих проектах есть живые люди, а у этих живых людей есть свои обязательства, семьи, дети, кредиты", - пояснил альтист.
"Короче, если бы взяли и сказали "завтра в восемь утра у всех людей земного шара станет на один нолик или на два меньше всего, что у них было" - это ужасно. Но это более справедливо. А если один какой-нибудь банк рухнул, а другой еще пока нет, месяцев пять или шесть, то там, где он еще не рухнул, там все боятся, но пока у них все в порядке. А те уже пострадали и ходят, как будто они хуже. А ведь они не хуже", - посетовал музыкант.
Игорь Бутман, отвечая на аналогичный вопрос, сказал, что пока кризис на графике выступлений практически не сказывается, однако, общее настроение подавленности ощущается.
"Ощущение есть, многие люди боятся, многие люди не чувствуют себя спокойно и свободно. Мы понимаем, что если есть кризис, то мы можем пойти на некоторые уступки или компромиссы", - сказал саксофонист.
Говоря о своих впечатлениях от гастрольного тура по США, музыканты не скупились на похвалы друг другу и выражали надежду, что еще не раз сыграют вместе.
"Он (Бутман) многогранен. Чем больше мы знакомы и встречаемся, чем больше я его слушаю, больше со сцены, чем из зала, тем больше я понимаю, что он владеет какими угодно направлениями импровизации - он может и медленно и скупо сыграть, и очень "вкусно" - например когда у них была программа с Михаилом Козаковым. Козаков читал стихи, а Бутман играл, создавал атмосферу. Он может играть очень по-американски, по-латиноамерикански, и все это в рамках "раздвинутого" джаза. Он гениальный человек, честное слово", - так охарактеризовал Башмет искусство Бутмана.
Он признался, что очень надеется на то, что благодаря опыту, полученному на гастролях по Америке, а затем - в апреле - и по Израилю, им с Бутманом удастся создать на стыке классической музыки и джаза некий принципиально новый жанр.
"Я думаю, что мы теперь сможем разумно сбалансировать и что-то еще такое придумать - чтобы я мог быть более свободен в импровизации, а он чтобы мог что-то более классично сыграть. Если мы раздвинем это, тогда может получиться вообще действительно какой-то новый жанр", - отметил Башмет.
Бутман, в свою очередь, подчеркнул, что соединение джаза и классики - очень непростая задача, требующая тонкого вкуса. Он напомнил, что попытки "скрестить" разные музыкальные жанры предпринимались неоднократно и далеко не все они были удачными.
"Это могло быть глубоко и трогательно, а могло - грубо и безвкусно, какое-то подражание. Иногда, когда музыканты классические начинали играть джаз, это могло быть очень по-ресторанному. Мне повезло, потому что Башмет - великий музыкант. Играя с ним, учась у него, я стараюсь не делать тех ошибок, которые мне не нравились у кого-то. Вообще это может быть интересно, потому что игра музыкантов джаза уже достигает уровня мастерства музыкантов классических, хотя классические музыканты тоже тянутся к джазу", - сказал РИА Новости Бутман.
По словам саксофониста, один из хороших примеров "скрещивания" строгой классики с импровизацией - игра известного российского пианиста Дениса Мацуева, который очень любит импровизацию.
Башмет вместе с тем отметил, что и для него, и для Бутмана попытки соединить разные жанры музыки пока остаются лишь экспериментами.
"Я все время щупаю-щупаю, а потом прихожу к выводу, что надо заниматься своим делом - классикой", - признался Башмет, добавив, что различные музыкальные эксперименты составляют лишь один процент его профессиональной деятельности.
Вместе с тем он подчеркнул, что их с Бутманом гастрольные концерты не являются точным отражением того, каким, на их взгляд, должно быть соприкосновение джаза и классики.
"Если взять какое-нибудь знаменитое произведение Равеля и присоединить ударника, то получится изумительный блюз, причем гениальный. Вот это очень интересно. Чем тоньше грани, тем они интеллигентней и выше", - пояснил Башмет.
"А то, что мы делаем, я извиняюсь - это, наоборот, популяризация: вот вам импровизация, а вот вам классика, но такая классика, чтобы вам понятно было, то есть не такая вот тяжелая, где нужно думать слишком. А вот вам еще, но только не очень много, а теперь это, а теперь мы вот вместе немножко", - улыбаясь, сказал Башмет.
Отвечая на просьбу журналистов прокомментировать игру бывшего посла США в Москве Александра Вершбоу, который исполнил партию ударных в последней композиции концерта, Башмет, смеясь, спросил: "Это вы для чего спрашиваете: чтобы нас с Америкой поссорить, или помирить, или вообще что?"
"Так что слава Богу. Сколько мужества нужно, чтобы выйти и вот с таким, как Бутман, поиграть, с таким архипрофессионалом?", - добавил он.
Башмет также напомнил, что музыкальным талантом обладают и многие российские политики.
"У нас неплохо Черномырдин играл на аккордеоне, у нас Кудрин, министр финансов, стучит на барабанах, Греф тоже что-то умеет делать такое. У нас даже была идея собраться", - рассказал альтист.