Рейтинг@Mail.ru
Произведения Гоголя в театре зачастую трактуют неправильно - эксперт - РИА Новости, 27.02.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Произведения Гоголя в театре зачастую трактуют неправильно - эксперт

Читать ria.ru в
Гоголь очень переживал, видя, что читатели неправильно толкуют его произведения. К примеру, "Ревизора" в театре играли как фарс, сатиру на Россию, но писатель никогда не считал себя сатириком, он всегда говорил: "Я комик".

МОСКВА, 26 фев - РИА Новости, Светлана Вовк. В театральных постановках, созданных по произведениям Николая Гоголя, зачастую неправильно передают смысл, который вкладывал в них сам писатель, считает председатель правления фонда по сохранению творческого наследия Гоголя и его биограф Игорь Золотусский.

2009 год объявлен в России годом Гоголя в честь 200-летнего юбилея писателя, который будет отмечаться 1 апреля.

Как рассказал Золотусский в интервью РИА Новости, Гоголь очень переживал, видя, что читатели неправильно толкуют его произведения. К примеру, "Ревизора" в театре играли как фарс, сатиру на Россию, но писатель никогда не считал себя сатириком, он всегда говорил: "Я комик".

"Оружие Гоголя - не сарказм, а юмор. Между этими понятиями существует огромная разница - слово "сарказм" переводится как "рву мясо", а юмор в переводе "вода", которая очищает и оживляет. Писатель хотел, чтобы эта комедия вызывала смех сострадательный, а не злой", - отметил собеседник агентства.

Он также добавил, что гоголевского Хлестакова в театре изображали плутом и негодяем, тогда как сам писатель считал его простодушным дитя, талантливым врунишкой.

"Хлестаков - гений вранья, которому все верят, как верили, кстати, и самому Гоголю, который, любил прихвастнуть и преувеличить. Этот образ Николай Васильевич списал отчасти с себя", - подчеркнул Золотусский.

По его словам, гоголевского сострадания к персонажам его произведений многие так и не увидели. "Только матушка писателя, женщина умная и прозорливая, прочитав "Мертвые души" сказала: "А ведь Николенька хотел людям добра". Она, как никто другой, почувствовала, что хотел сказать ее сын", - добавил биограф.

За гранью спасительного круга

На вопрос о том, какие черты характера Гоголя были определяющими его личность, Игорь Золотусский ответил, что в душе писателя уживались разные, порой противоречивые качества. Биограф особенно отметил его "безудержную силу воли". Он рассказал один эпизод из жизни еще совсем юного Гоголя, в котором уже ярко проявилась эта сила.

"Уезжая из Малороссии в Петербург после окончания гимназии, Гоголь сказал провожавшим его на вокзале: "Или вы обо мне ничего не услышите, или услышите нечто весьма хорошее". То есть, он уже тогда четко знал, чего хочет от жизни, и был уверен, что добьется этого. И, главное - все, действительно, осуществилось", - подчеркнул Золотусский.

По его словам, Гоголь приехал в Петербург в конце 1828 года, а уже осенью 1831-го - через три года - стал известным писателем, с которым считались Пушкин и Жуковский.

Говоря о характере Гоголя, его биограф также отметил, удивительное сочетание детской наивности в отношении людей и жизни с его писательской гениальностью, острым умом, исследовательской натурой и даром провидца. И, в то же время, когда внутренние переживания нарастали в душе Гоголя как снежный ком, он мог публично объясниться с читателями.

"Пушкин говорил о том, что художнику нельзя пересекать заколдованный круг искусства и слишком обнажаться перед толпой. Но Гоголь, как Хома Брут постоянно выходил из этого спасительного круга, поражая современников невиданной душевной открытостью", - рассказал Золотусский.

Все это мимо

Биограф рассказал, что в книге "Выбранные места из переписки с друзьями" Гоголь открывается перед читателем, как никто другой из русских писателей.

"Эта книга - настоящая исповедь человека, который вдруг говорит: "Я плох, я хуже вас всех, я греховен и должен истребить эту греховность в себе". Гоголь даже публикует свое завещание, которое открывает "Выбранные места". Он пишет, как его похоронить, как распорядится всем его имуществом", - сказал биограф.

По его словам, такая открытость вызвала отторжение у большинства современников Гоголя - даже его близкие люди, такие как, например, Аксаков считали, что писатель сошел с ума, говоря на миру о таких личных вещах.

"Эта непонятость близкими обернулась для Гоголя тяжелейшими душевными переживаниями", - отметил Золотусский.

Он считает, что гоголевской любви к людям так и не заметили, "более того, по ней больно ударяли, что заставляло его замыкаться, уходить в себя". По мнению биографа, именно эта трагическая непонятость, а не психический недуг, стала причиной его ухода из жизни.

"Выходит много медицинской литературы, посвященной Гоголю. Не хочу сказать ничего плохого о людях науки, которые ее создали, но они действительно ошибаются, ища в странном поведении писателя признаки психопатии, шизофрении. Как бы сказал сам писатель, "все это мимо", - подчеркнул Золотусский.

По его словам, в финале жизни Гоголь, действительно, отказался есть и пить. Так же, продолжил биограф, поступила мать писателя, когда умер ее любимый муж - отец Гоголя. "Она не хотела жить без него, поэтому отказалась от еды и пила только воду, слегка разбавленную вином. Только когда к ней привели детей, сказав "на кого же вы их оставите", женщина вернулась к жизни. Вот такой сильный характер был у матушки Гоголя, его унаследовал и писатель", - заключил собеседник агентства.

Все мы вышли из гоголевской "Шинели"

По мнению Золотусского, центральным гоголевским произведением, изучаемым в школе, должна быть "Шинель". "Это самая понятная каждому человеку и в любом возрасте повесть", - сказал Золотусский.

Он отметил, что образ главного героя "Шинели" Гоголь отчасти списал с себя - "Николай Васильевич также как и Акакий Акакиевич обожал переписывать бумаги".

"После Гоголя даже осталась тетрадь, в которую он красивым, каллиграфическим почерком переписывал изданные стихи русских поэтов", - добавил биограф.

"Когда над Акакием Акакиевичем издеваются его сослуживцы - сыплют ему на голову бумажки, говоря, что это снег, он очень тихим голосом ребенка говорит: "Зачем вы меня обижаете". И в этой фразе слышатся другие слова - "я брат ваш", - подчеркнул Золотусский.

По его мнению, надо так прочитать "Шинель", чтобы почувствовать это и сострадать главному герою. "Особой работы ума для этого не требуется, нужно просто иметь сердце, - добавил он. - Ведь, наверное, каждый из нас испытывал непонимание, жестокость, слышал насмешки".

Золотусский также отметил, что для того, чтобы лучше понимать произведения Гоголя, как и других классиков русской литературы, нужно знать основы православной культуры.

"Изучение русской литературы должно идти параллельно с изучением религии, потому что оторвать русскую литературу от христианства невозможно", - считает он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала