Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Российские власти предпринимают все новые попытки спасти отечественный автопром. Минпромторг РФ утвердил перечень из 30 марок автомобилей – отечественных моделей и собранных в РФ иномарок – которые будут продаваться по дотируемым государством кредитам. Сперва предполагалось, что верхняя планка стоимости дотируемых машин составит 359 тыс.рублей, но инфляция заставила чиновников пересмотреть ее в сторону увеличения (новая граница пока не установлена). Субсидии помогут покупателям снизить процентные выплаты по кредитам на 30-50%. Правда, пока нет списка уполномоченных на реализацию этой программы банков, да и правила субсидирования еще не утверждены.
Минувший январь наглядно показал: без экстренных мер по поддержке со стороны государства автомобилестроительную индустрию ждет коллапс. в прошлом месяце автомобилестроители установили отрицательный рекорд среди отраслей обрабатывающей промышленности. По отношению к январю 2008 года производство легковых автомобилей снизилось на 79,7%, автобусов – на 83,3%, грузовых автомобилей и тракторов, соответственно, на 74,4% и 91,1%. Из-за падения спроса и затоваривания складов многим компаниям пришлось остановить конвейеры и отправить рабочих в вынужденные отпуска. В этом году прогнозируется падение продаж автомобилей на 25-30%.
Пакет мер по поддержке автопрома российские чиновники предложили еще в декабре прошлого года. Первые шаги уже сделаны: автопроизводители получили миллиардные кредиты, введены заградительные пошлины на ввоз в страну подержанных иномарок – главного конкурента изделий российского автопрома.
Государству удалось оживить автозаводы – в феврале, после почти месячного простоя, большинство компаний объявило запуске своих конвейеров. Главный вопрос в том, насколько долгим окажется экономический эффект от правительственных мер. Ведь несмотря на желание государства оградить российские заводы от иностранной конкуренции сделать это будет непросто. На фоне падения рынков Европы и США, усиление экспансии на развивающиеся рынки, к которым относится и российский рынок для иностранных фирм – едва ли не единственный спасти свой бизнес.
Недавно консалтинговая компания KPMG провела опрос среди двухсот руководителей предприятий, занимающихся сборкой автомобилей или производством комплектующих к ним. Так вот, большинство уверены, что автомобильной промышленности понадобится пять лет, чтобы преодолеть последствия разразившегося экономического шторма. Иными словами, спрос на автомобили вернется к докризисному уровню лишь к 2013 году. По другим оценкам, кризис может отбросить автомобильные рынки развитых стран на 10-20 лет назад. Перспективы российского рынка выглядят более привлекательными. Эксперты PricewaterhouseCoopers прогнозируют, что по объемам продаж он всего лишь вернется к показателям 2006 года.
В этой ситуации меры по поддержанию спроса действительно могут оказать серьезную помощь заводам, работающим в России. В ближайшие три года государство готово выделить на эти цели 6 млрд руб. – по два миллиарда в год. Предполагается, что только в этом году россияне смогут купить по льготным кредитам порядка 150 тыс. автомобилей.
Впрочем, дотации по кредитам - не единственная, и не самая затратная мера по обеспечению спроса на продукцию автопроизводителей. Государство само готово выступить в роли покупателя – вместе со списком «льготных» автомобилей для потребителей Минпромторг утвердил и список автомобилей для закупок в рамках госзаказа в 2009 году. На эти цели правительство выделило 12,5 млрд руб. Большая часть из них – 4 млрд – пойдет на закупку автотехники для Минобороны, еще 3,76 млрд государство потратит на приобретение автомобилей Минздравсоцразвития, наконец МВД и МЧС смогут приобрести техники на 2,43 млрд руб. и 1,99 млрд руб., соответственно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции