Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Ведущие страны Евросоюза в минувшее воскресенье – 22 февраля – выступили со значимыми предложениями в преддверии финансового саммита «большой двадцатки», который состоится в апреле в Лондоне. Лидеры ЕС на встрече в Берлине предложили создать глобальную систему регулирования финансовых рынков и усилить роль МВФ, удвоив его капитал до $500 млрд. Многие из идей, высказанных ЕС, совпадают с предложениями российского руководства.
В «Большую двадцатку» (G20) входят как страны давно сложившейся «большой восьмерки» (G8), включающей Россию, так и другие крупнейшие экономики мира – Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея и т.д. Накануне лондонского финансового саммита G20, который будет посвящен преодолению мирового финансового и экономического кризиса, крупнейшие страны Евросоюза решили сформулировать свою единую платформу.
Ее краеугольным камнем стало предложение создать всеобъемлющую систему регулирования мировых финансовых рынков, которую бы никто не смог обойти. Особое внимание лидеры ЕС обратили на борьбу с оффшорными налоговыми убежищами, которые они нарекли «таинственно действующими юрисдикциями». Список подобных оффшоров ЕС планирует обнародовать в ближайшие недели.
В совместном заявлении по итогам берлинской встречи подчеркивается, что новая глобальная система должна регулировать: все финансовые рынки, все финансовые продукты, а также всех игроков на них, включая хедж-фонды (основных спекулянтов на финансовых и товарных рынках), а также другие частные фонды капитала, которые могут представлять системный риск.
Детали единой европейской позиции еще будут уточняться. Но достигнутый в Берлине консенсус стал победой Франции и Германии, требовавших создания жесткой регулирующей архитектуры, над более мягкой позицией Великобритании, в которой действуют многие хедж-фонды. По словам президента Франции Николя Саркози, речь идет не каких-то поверхностных или переходных мерах, а о структурных переменах, которые необходимо предпринять.
Вторым важным пунктом единой европейской финансовой платформы стало предложение об усилении роли МВФ. Его капитал предложено увеличить в два раза – до $500 млрд. В Евросоюзе надеются, что за счет этой меры необходимую помощь смогут получить наиболее пострадавшие от кризиса страны Старого Света – Центральной и Восточной Европы. В очередной раз была выражена надежда, что с таким большим капиталом МВФ сможет не только бороться с уже разразившимися кризисами, но предотвращать их.
Пока же лидеры ЕС дали МВФ задание следить за осуществлением плана финансовых действий, принятых на первом саммите G20 в Вашингтоне в ноябре прошлого года. Многие его пункты не выполнены до сих пор.
Многие предложения ЕС на следующем саммите «большой двадцатки» в апреле в Лондоне могут получить поддержку российского руководства. Президент России Дмитрий Медведев ранее неоднократно говорил о необходимости совершенствовать систему регулирования финрынков.
Российский премьер-министр Владимир Путин свою речь на Всемирном экономическом форуме в Давосе в конце января посвятил построению новой справедливой и эффективной финансовой и экономической архитектуры. Тогда он подчеркнул, что одним из основных факторов провала сложившейся мировой финансовой системы стало крайне низкое качество управления огромными рисками.
Участники берлинской встречи ЕС также в который раз посетовали руководству комбанков и финкомпаний на плохое качество управления рисками и предложили ограничить их бонусы своему руководству. В этом предложения ЕС полностью сходятся с намерениями российского руководства.
На встрече финансовой G8 неделей раньше (13-14 февраля) российский министр финансов Алексей Кудрин высказался за ограничение премий топ-менеджерам банков, в первую очередь тех, которые получают господдержку. Уже в прошлую пятницу 20 февраля вступили в силу документы, позволяющие Банку России, контролировать вознаграждения банков, получателей господдержки, своим членам правления и совета директоров.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции