Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем", для РИА Новости.
Девять февральских дней, в течение которых десятки миллионов телезрителей следили за событиями в корейском Пхенчхане, потрясли биатлонный мир – скандалами, рекордом норвежца Уле-Эйнара Бьерндалена, неожиданно сильным выступлением ослабленной сборной России, особенно в женской эстафете.
В эстафетной гонке российская команда выступила потрясающе. Без двух ведущих спортсменок, она получила проблемы с первых же метров дистанции (Светлану Слепцову «увлекло» в завал на старте), но постепенно выправилась и финишировала в итоге – под истошные крики телекомментаторов и болельщиков на стадионе – с российским флагом в руках, в запаре взятом Ольгой Зайцевой не за основание древка, а за его вершину. Говорят, победительниц поздравили даже немецкие гонщицы, прежде говорившие, что им неприятно выступать рядом с представительницами «допинг-команды».
Зайцева, наряду с Бьорндаленом (норвежец, взяв в Пхенчхане в общей сложности четыре золотые медали, довел свой лицевой счет до 14 наград высшей пробы, завоеванных на чемпионатах мира, - рекорд), бесспорная героиня соревнований. На следующий день после потрясающего успеха в эстафете, когда, казалось бы, можно было, отметив победу, перевести дух, Зайцева выиграла свою вторую золотую медаль – в сложнейшем масс – старте, стабильно пройдя всю дистанцию и выложившись на последней ее части до капельки. Не стоит забывать, что у Зайцевой в Пхенчхане – и две бронзы (спринт и гонка преследования).
Всего у сборной России на чемпионате , занявшей третье место в общекомандном зачете, семь наград – две золотые, одна серебряная (та самая, вместо которой Максиму Чудову должны были вручить золотую; между прочим, премию ему Союза биатлонистов России вручит за это серебро, как за золото)) и три бронзовые. Бронзовая медаль Ивана Черезова в масс – старте тоже дорогого стоит: он поднялся на пьедестал, стартовав в гонке далеко не с первых – по времени – позиций. Ясно при этом, что российская команда выступила бы в Корее гораздо сильнее, если бы не скандал с допингом.
Допинговая история, ведущая свое начало с контрольных проб, взятых у спортсменов на шведском этапе Кубка мира, продолжается. В России создана специальная комиссия, состоящая из медиков, адвокатов, специалистов в области спортивного права, знатоков допинга. Ее образовали по инициативе нового президента Союза биатлонистов страны, внезапно оказавшегося в эпицентре события, о котором продолжает говорить весь спортивный мир. Международная федерация биатлонистов предоставила комиссии - по ее просьбе - тридцать дней вместо положенных по правилам семи (впрочем, правила после российской просьбы изменили, внеся в них цифру «30») на то, чтобы детально разобраться в случившемся с Дмитрием Ярошенко, Екатериной Юрьевой и Альбиной Ахатовой. Сами пострадавшие по-прежнему утверждают, что не принимали никаких запрещенных препаратов и надеются на объективность расследования.
Все трое, как известно, покинули чемпионат еще до его начала. Их оставшимся коллегам по сборной России пришлось выдержать нечто, напоминающее бойкот. С ними если и здоровались соперники из других стран, прежде всего, Германии, Норвегии, Австрии, Швеции, то – сквозь зубы. Немец Михаэль Рёш в своем блоге назвал покинувшую Пхенчхан тройку «мешками с навозом». Немецкий тренер шведской сборной Вольфганг Пихлер занимался на чемпионате недопустимым делом – собирал подписи под требованием выставить из биатлонного содружества всю сборную России и никто, стоит заметить, из Международного союза биатлонистов автора письма, сновавшего с воззванием между столиками в ресторане, поднимавшегося в номера к коллегам, не останавливал. Бьорндален, услышав от российских телерепортеров слово «Russia», грязно, по их словам, выругался. Все это не могло не сказаться на поведении болельщиков сборных Германии, Швеции, Норвегии. Они, расположившись вдоль трассы, норовили оскорбить спортсменов в форме сборной России, пробегавших мимо.
Мощно по всем этим моментам высказался Максим Чудов, у которого, используя двойные стандарты, отобрали золотую медаль и вернули ее Бьорндалену, нарушившему во время прохождения дистанции правила. «Считаю, - сказал Чудов, - Пихлер должен собраться с мыслями, настроиться, прийти и извиниться перед российской командой за то, что он сделал. Сейчас замещаю капитана сборной, и выслушал бы его. Вместе со всей командой. И именно на этом чемпионате мира. Можно даже на какой-нибудь церемонии награждения. После того, как он извинится, мы бы могли все обсудить и прийти к какому-то решению».
Так или иначе, спустя какое-то время окончательно должно проясниться, что на самом деле произошло с тремя российскими спортсменами. Пока же ясно, что полоса отчужденности внутри биатлонного сообщества расширилась и грозит превратиться в непреодолимую. Помимо всего прочего, в сообществе этом приступили к серьезной политической борьбе – за пост главы Международной федерации, на который претендуют нынешний президент, норвежец Андерс Бессерберг и нынешний первый вице-президент, Александр Тихонов из России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции