МОСКВА, 21 фев - РИА Новости. Капитан сухогруза "Нью Стар" под флагом Сьерра-Леоне, затонувшего в ходе инцидента на российском Дальнем Востоке, когда погибли восемь моряков, утверждает, что действовал под давлением китайского боцмана, являющегося родственником судовладельца, сообщил в вечерней телепрограмме новостей в субботу Первый канал.
"Я выполнял приказания компании и китайского боцмана Ма Бина. Он - родственник судовладельца, и мы поступали по его воле. Я просил: "Как же так, нас контролируют радары, все знают, куда мы идем", он говорил: "Не обращай внимания, я за все отвечаю", - сказал капитан "Нью Стар" Назвир Ади.
Сухогруз "Нью Стар", не получив разрешения официальных властей на выход в море, 12 февраля покинул порт Находка и незаконно пересек границу РФ. В погоню за иностранным нарушителем отправились два пограничных корабля - "Приморье" и "Манчьжур". Использовав все возможные меры остановить судно без применения оружия (радио и световые сигналы), пограничники, действуя в соответствии со статьей 35 Закона "О Госгранице РФ", были вынуждены открыть огонь из штатного корабельного оружия.
Правоохранительные органы РФ в отношении капитана судна "Нью Стар", который в дальнейшем был задержан, возбудили уголовное дело по части 1 статьи 322 Уголовного кодекса РФ (незаконное пересечение государственной границы РФ). Максимальная санкция данной статьи предусматривает лишение свободы на срок до двух лет.
В субботу официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, комментируя ситуацию, сказал, что применение оружия российскими пограничниками против судна "Нью Стар" было правомерно. Нестеренко подчеркнул, что "капитан судна в течение 18 часов не выполнял законные требования пограничных властей, длительное время упорно игнорировал сигналы и команды пограничных кораблей".
"По имеющимся данным, члены экипажа "Нью Стар" сообщили, что в ходе преследования просили капитана выполнить требования остановиться со стороны российских пограничных кораблей, однако капитан, находившийся на связи с компанией-судовладельцем, отказывался это сделать. Капитан "Нью Стар" также подтвердил, что на него оказывалось сильное давление компанией-судовладельцем", - сказал представитель МИД РФ.
По его словам, после остановки судна капитан передал, что в связи с выходом из строя главного двигателя и рулевого устройства судно легло в дрейф в 65 милях от залива Находка. Осмотровую группу из-за плохих погодных условий высадить на борт сухогруза было невозможно. Затем, сказал Нестеренко, капитан "Нью Стар" подал сигнал бедствия и решил эвакуировать экипаж, хотя судно держалось на плаву, не было обесточено, имело работающие средства связи, что позволяло продолжить борьбу за спасение сухогруза.
Представитель МИД РФ сообщил, что экипаж покинул судно "Нью Стар" с использованием спасательных плотов (на них разместились, соответственно, на первом - пять граждан Индонезии и три гражданина КНР, а на втором - один гражданин Индонезии и семь граждан КНР), хотя на судне имелись два спасательных бота.
По словам Нестеренко, один из плотов был открытым и абсолютно не приспособленным для сохранения жизни людей в условиях сильного шторма и зимних температур - скорость ветра - до 28 метров в секунду, высота волн - до семи метров, температура воды плюс четыре-шесть градусов Цельсия, воздуха пять-восемь градусов ниже ноля. В результате открытый плот сразу же наполнился ледяной водой, часть экипажа смыло в море. Погибли 8 из 16 членов экипажа.