Валерий Зорькин переизбран председателем Конституционного суда России, передает корреспондент РИА Новости.
15 февраля 2005 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес определение по жалобе гражданки Прасковьи Енборисовой на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". На момент рассмотрения ее жалобы в суде пенсия ветерана, с учетом индексации, была 1185 рублей 36 копеек. По ее мнению, причина такой низкой пенсии в том, что Закон "О трудовых пенсиях в РФ" установил размер минимальной суммы базовой и страховой части трудовой пенсии по старости – 600 рублей. А прожиточный минимум в Челябинской области, где она проживала, 1656 рублей. Енборисова посчитала, что это нарушение ее права на жизнь и сложившееся положение является "умалением достоинства личности", то есть нарушением 21‑й статьи Конституции.
Определение Конституционного суда обязало кабинет министров повысить уровень пенсий и другие социальные выплаты до прожиточного минимума.
2 марта 2006 года своим определением суд поддержал обратившегося к нему гражданина - жителя Твери Владимира Корнилова. Владимир выразил несогласие с существующим порядком оплаты больничных листов, по которому размер пособия по временной нетрудоспособности начисляется исходя из зарплаты работника и его стажа. Если трудишься на предприятии меньше 5 лет, пособие составляет только 60% официального заработка, если 5-8 лет - оно вырастает до 80%, и только при стаже свыше 8 лет, и то если он непрерывный, получаешь все 100%.
Конституционный суд определил, что расчет больничного в зависимости от стажа противоречит правам граждан, определенным Конституцией, и не соответствует принципам медицинского страхования. Суд обязал федеральные власти "обеспечить введение нового правового регулирования" вопроса.
Определением Конституционного суда от 4 апреля 2006 года суд защитил права тех ветеранов Великой Отечественной войны, которые проходили службу не в составе действующей армии, а служили, например, в военно-учебных заведениях, военкоматах и тому подобных организациях и которые стали инвалидами не во время, а уже после войны. Проблема, которую пришлось разрешать Конституционному суду РФ, возникла после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года. Этот самый известный закон заменил часть льгот денежными выплатами, порядок назначения которых был определен приказом министерства здравоохранения. И выглядел он так: инвалидам войны ‑ участникам боевых действий полагается взамен отмененных льгот 2000 рублей, а тем, кто служил не в действующей армии, - 600 рублей. Установив такой размер выплат, государство, по сути, зачеркнуло знак равенства между различными категориями ветеранов войны и фактически понизило статус многих из них.
Конституционный суд РФ сказал в своем определении, что государство не вправе отказываться от выполнения взятых на себя обязательств и понижать тот статус, который граждане имели раньше. Соответственно, и уровень социальных гарантий понижен быть никак не может.
22 марта 2007 года КС принял решение по жалобе жительницы Сарова Татьяны Баныкиной. По ее мнению, положение статьи 15 закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год", по которому максимальное ежемесячное пособие по беременности и родам не может превышать 11,7 тысячи рублей, нарушает конституционный принцип равенства, так как ущемляет права матерей, имеющих более высокую зарплату. Суд решил, что норма, ограничивающая максимальный размер пособия по беременности, является неконституционной, и подлежит отмене в течение полугода.
5 апреля 2007 года Конституционный суд признал не соответствующим Конституции положение, по которому военнослужащие, уволенные с военной службы до 1 января 2005 года, могут быть обеспечены жильем только с помощью жилищных сертификатов, тогда как военные, уволенные после этого срока, могут выбирать между разными формами обеспечения жильем. Обратившиеся в КС военнослужащие оспорили ряд норм закона "О статусе военнослужащих" и постановления правительства РФ "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004‑2010 годы, входящей в состав ФЦП "Жилище" на 2002‑2010 годы. По мнению заявителей, эти нормы нарушают конституционный принцип равенства граждан и право на обеспечение жилым помещением.
Суд признал неконституционным разделение военнослужащих на разные категории в зависимости от времени их увольнения со службы.
10 июля 2007 года Конституционный суд признал противоречащей Конституции норму закона "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которой стаж работнику не засчитывается, если за время его работы в Пенсионный фонд на его лицевой счет не поступали страховые взносы. От длительности страхового стажа напрямую зависит размер трудовой пенсии.
Поводом к рассмотрению дела явились запросы Верховного суда РФ, судьи Учалинского районного суда Башкирии и жалобы граждан. Главный аргумент истцов - размер пенсии сейчас зависит от того, насколько добросовестно выполняет свои обязанности работодатель, в частности, платит ли он единый социальный налог (ЕСН) и, соответственно, страховые взносы в Пенсионный фонд. Обратившиеся в суд граждане недосчитались пенсии: их бывшие работодатели перечисляли страховые платежи не в полном объеме или с большой задержкой.
Конституционный суд принял решение, что размер пенсий не должен зависеть от того, получил ли Пенсионный фонд России платежи от бывшего работодателя пенсионера. Решение суда призвано защитить работников от недобросовестных работодателей.
20 ноября 2007 года Конституционный суд России защитил права людей, которые признаны душевнобольными и находятся под следствием или направлены для принудительного лечения в психбольницы.
Конституционный суд признал не соответствующими Конституции России те положения восьми статей УПК РФ, которые не позволяют лицам, в отношении которых осуществляется производство по применению принудительных мер медицинского характера, лично знакомиться с материалами уголовного дела, участвовать в судебном заседании, заявлять ходатайства, инициировать рассмотрение вопроса об изменении и прекращении применения этих мер и обжаловать принятые по делу процессуальные решения.
14 апреля 2008 года Конституционный суд РФ признал неконституционным положение закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", которое ограничивает право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. С жалобой на эту норму в КС обратилось семь граждан. До внесения соответствующих поправок в федеральное законодательство право определять порядок регистрации на дачных участках предоставлено региональным властям.
6 февраля 2009 года Конституционный суд в своем постановлении потребовал упростить процедуру предоставления отцам отпуска по уходу за детьми. Суд проверял нормы федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию". Поводом для разбирательства послужило заявление сотрудника "АвтоВАЗа" Михаила Ермолова. Когда его жену положили в больницу, Ермолов остался сидеть с годовалым сыном, оформив себе больничный. Однако предъявленный им по месту работы лист нетрудоспособности не был оплачен.
По мнению суда, закон дает отцам право на отпуск по уходу за ребенком. Такое же право имеет и любой другой член семьи, фактически ухаживающий за ребенком. Однако, согласно постановлению, существующая практика получения отпуска "не может гарантировать защиту интересов семьи и ребенка", поэтому она должна быть упрощена.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников