МОСКВА, 19 фев - РИА Новости. Судебный процесс по одному из самых громких дел - убийству обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской, длившийся более трех месяцев, завершился оправдательным вердиктом присяжных. Они единогласно сочли, что никто из обвиняемых не причастен к этому преступлению.
Братьев Ибрагима и Джабраила Махмудовых, а также бывшего сотрудника МВД Сергея Хаджикурбанова освободили из-под стражи в зале суда, а гособвинитель уже заявила, что обжалует оправдательный приговор - "в связи с нарушениями, допущенными в ходе разбирательства".
Родственники и друзья подсудимых приветствовали вердикт присяжных аплодисментами.
Адвокаты родственников Политковской не стали давать оценку вердикту, говорить хорошее это решение или плохое, отметив, что намерены требовать дальнейшего расследования убийства и добьются того, чтобы на скамье подсудимых оказался настоящий убийца.
Московский окружной военный суд 20 февраля обсудит оправдательный вердикт присяжных, и не исключено, что в этот же день будет вынесен приговор. По закону, решение судья обязан вынести на основании оправдательного вердикта.
Анну Политковскую убили 7 октября 2006 года вечером в подъезде дома на Лесной улице в Москве, где она снимала квартиру. Генпрокурор РФ Юрий Чайка взял под личный контроль расследование этого дела. По его указанию в производство дело приняло управление по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры. В качестве основной следствие рассматривает версию, связанную с профессиональной деятельностью известной журналистки.
Суд присяжных
Присяжным понадобилось всего два часа, чтобы ответить на 20 вопросов. По всем им присяжные ответили единогласно.
Следствию удалось доказать только факт убийства Политковской, считают присяжные.
Обвинение считало, что бывший сотрудник МВД Сергей Хаджикурбанов, которого за две недели до убийства журналистки освободили из Бутырской тюрьмы, организовал преступную группу, в которую вошли Джабраил и Ибрагим Махмудовы. Их обвиняли в слежке за журналистской. По версии прокуратуры, Джабраил Махмудов привез на место преступления убийцу - своего брата Рустама. Уголовный кодекс РФ за умышленное убийство предусматривает наказание от 20 лет до пожизненного заключения.
После оправдательного вердикта судья постановил освободить всех фигурантов дела из-под стражи в зале суда. Суд освободил и сотрудника ФСБ Павла Рягузова, которому вменялось превышение должностных полномочий по эпизоду, связанному с избиением гражданина Поникарова 31 июля 2002 года.
Всем фигурантам дела надо будет явиться в пятницу, 20 февраля, в суд на обсуждение последствий вердикта.
Реакция на вердикт
Родственники и друзья фигурантов дела после вынесения оправдательного вердикта зааплодировали присяжным и крикнули им: "Браво, молодцы! Большое спасибо!".
Сами фигуранты говорят, что верили в оправдательный вердикт суда.
"Конечно, мы ждали, что нас оправдают. Мы знаем, что, скорее всего, вердикт будут обжаловать, но мы все видели, что у них нет никаких доказательств", - сказал РИА Новости Джабраил Махмудов.
А их адвокаты заявили, что подзащитные будут требовать компенсацию за необоснованное уголовное преследование. "Мы обратимся в суд с иском о возмещении компенсации за то, что наши подзащитные столько времени провели под стражей", - сказал РИА Новости адвокат Мурад Мусаев, не уточнив сумму будущего иска.
Генпрокуратура РФ намерена обжаловать оправдательный приговор по делу Политковской. "Естественно, мы обратимся в кассационную инстанцию с жалобой в связи с нарушениями, допущенными в ходе разбирательства", - сообщила РИА Новости гособвинитель Юлия Сафина.
По ее словам, сторона обвинения практически на каждом заседании поднимала вопросы о нарушении закона в ходе слушаний.
"Однако надо дождаться еще приговора, получить его копию и копию протоколов судебных заседаний, а уже потом принимать решения", - сказала Сафина.
Адвокат родственников Политковской Карина Москаленко считает, что в суде была обеспечена состязательность сторон. "И если присяжные пришли к такому выводу, то мы должны согласиться, что недоказанность вины равна доказанности невиновности", - отметила адвокат.
С ней согласна ее коллега со стороны пострадавших по данному делу Анна Ставицкая. Вынесенный оправдательный вердикт - "результат работы обеих сторон", полагает она.
Дети Анны Политковской и шеф-редактор "Новой газеты" Сергей Соколов, в которой работала журналистка, считают, что оправданные фигуранты дела так или иначе причастны к убийству. Но проблема, по мнению потерпевшей стороны, в том, что "следствию категорическим образом не давали работать".
"Приговор сегодняшний - это приговор всей правоохранительной системе, которая работает неэффективно", - сказал Соколов.
Ряд российских юристов и правозащитников заявили, что у них нет оснований не доверять присяжным. Данный процесс ставит только вопрос о качестве работы следственных органов, считают они.
Как сказал адвокат Михаил Барщевский, обвинители должны "доказывать и убеждать, а не приказывать, какой приговор вынести". Член Общественной палаты, адвокат Анатолий Кучерена опасается, что оправдательный вердикт может вызвать новую волну гонений на суд присяжных.
Главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов считает, что суд присяжных доказал свою беспристрастность и эффективность. Журналист, по его словам, огорчен тем, что виновные не найдены и что следствие не смогло доказать ничьей вины.
Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов был резче - он назвал "пшиком" итоги следствия по делу Политковской.
Вместе с тем юристы признают, что, несмотря на сложность, процесс шел грамотно.
Суд идет
Судебный процесс длился более трех месяцев - с 15 ноября 2008 года. В суд поступило дело в отношении организатора и двух соучастников убийства, которое было выделено в отдельное производство из основного уголовного дела.
Изначально к уголовной ответственности по делу привлекались девять обвиняемых, но в отношении четверых дела были прекращены и из-под ареста освободили Дмитрия Грачева, Магомеда Демельханова, брата подсудимых Тамерлана Махмудова и бывшего главу Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиля Бураева.
С сотрудника ФСБ Павла Рягузова сняли обвинение в причастности к преступлению, но его привлекли к уголовной ответственности по другому эпизоду, связанному с превышением должностных полномочий.
Еще один обвиняемый - Рустам Махмудов, которого следствие считает непосредственным исполнителем убийства, объявлен в розыск.
В итоге на скамье подсудимых оказались четыре человека и только троим из них вменялось убийство Политковской.
Сканлады процесса
Судебный процесс сопровождался несколькими скандалами. Изначально слушания объявили открытыми, хотя в деле есть несколько документов с грифом "секретно", однако затем слушания закрыли для журналистов, якобы по просьбе присяжных. После того, как один из заседателей сообщил, что коллегия не требовала проводить слушания в закрытом режиме, процесс вновь открыли. Тем не менее, пресса не попала на одно из заседаний и не смогла услышать фабулу обвинительного заключения по делу.
Во время разбирательства в деле "всплыло" имя Бориса Березовского - Хаджикурбанов заявил, что следователь Гарибян требовал от него дать показания против беглого олигарха и высокопоставленных чиновников Чечни в обмен на снятие обвинений.
На суде было также заявлено, что заказчиком убийство был некий российский политик, но имени его не называли ни обвинение, ни защита.
Все подсудимые неоднократно заявляли, что расследование уголовного дела сопровождалось избиением задержанных и оказанием на них давления. В частности, Рягузов утверждал, что его угрожали посадить на 15 лет, если он не даст необходимые следствию показания о том, что по просьбе Бураева он устанавливал адрес журналистки. От этих показаний Рягузов на процессе отказался, однако в материалах дела есть запрос ФСБ в ФМС с просьбой установить местожительство Политковской.
Адвокат одного из обвиняемых Мурад Мусаев вообще заявил, что убийство было "спецоперацией", в которой участвовали не менее 15 человек.
Неожиданно на слушаниях была озвучена стоимость заказного убийства - дядя Махмудовых Лом-Али Гайтукаев в ходе допроса заявил, что за совершение преступления заплатили два миллиона долларов, но кто и кому заплатил эти деньги и откуда появилась эта цифра, так и не стало ясно.
Ближе к концу судебных слушаний из уголовного дела исчез вещдок - видеопрезентация следствия, но это никак не повлияло на ход процесса, так как презентация была целиком основана на материалах уголовного дела.
Кроме того, в ходе процесса по различным, но уважительным причинам были отведены пять присяжных.
Доказательства одни, выводы-разные
В ходе судебного разбирательства и обвинение, и защита в основном анализировали одни и те же доказательства, однако обе стороны пришли к разным выводам.
В экспертизе вещдоков, изъятых с места преступления, прокуратура усмотрела подтверждение причастности братьев Махмудовых к преступлению, так как волокна на оружии, из которого убили Политковскую, по составу однородны с волокнами с обивки кресел автомобиля подсудимых - ВАЗ-2104. Вместе с тем защита указала, что в машине Махмудовых была стандартная заводская обивка.
Кроме того, эксперты пришли к выводу, что ДНК троих подсудимых по структуре не совпадает со следами предполагаемого убийцы, оставленными и изъятыми на месте преступления - слюной на окурке, отпечатком ладони со стены лифта, волосами с пружины и глушителя пистолета, и образцами пота с оружия. Адвокаты представили в суд тест родителей Махмудовых, где врачи указали, что вероятность отцовства и материнства Махмудовых с человеком, следы которого были изъяты на месте преступления, составляет 0%.
Гособвинение сочло доказанной версию о том, что братья Махмудовы выслеживали распорядок дня и маршрут передвижения Политковской и репетировали ее убийство 3, 5 и 6 октября 2007 года. Однако детализация их телефонных переговоров показала, что в это время они находились в других концах Москвы. Телефоны обвиняемых действительно были зафиксированы в районе Белорусского вокзала лишь в день убийства Политковской - 7 октября, подсудимые так и не смогли вспомнить, что они там делали в это время.
Видео автомобиля, на котором следили за Политковской и передвигался убийца, а также самого предполагаемого убийцы не дают возможности сделать однозначные выводы: на пленке запечатлен высокий и худощавый человек, а разыскиваемый Рустам низкого роста и крупного телосложения, что подтвердили в суде его родственники, фотографии и видеосъемки Рустама.
Более того, камеры в день убийства журналистки зафиксировали семь разных "четверок" на Лесной улице, госномер ни одной из них невозможно установить на 100%, поэтому нельзя утверждать, что среди них есть ВАЗ-2104 Рустама Махмудова.
Но самой большой загадкой осталась история с оружием, из которого убили Политковскую.
Следствие утверждает, что этот пистолет Хаджикурбанов передал Рустаму Махмудову, но откуда он его взял, где и когда передал - неизвестно.
В материалах дела есть справка, что это оружие ранее фигурировало в другом уголовном деле - о покушении на некоего гражданина Омарова, и пистолет должен был быть уничтожен по решению суда. Примечательно, что данный пистолет был приобретен оптом на Ижевском заводе, и оружием из этой же партии был убит депутат Госдумы Сергей Юшенков в 2003 году в Москве.
Делу не конец
В любом случае, похоже, что точку в уголовном деле ставить рано - в ходе процесса обе стороны неоднократно говорили о различных процессуальных нарушениях, допущенных в разбирательстве, которые могут повлечь отмену вердикта.
Кроме того, Следственный комитет при прокуратуре РФ все еще расследует основное дело об убийстве Политковской - против исполнителя, а главное - заказчика преступления, который так и не установлен.
Ранее адвокат Мурад Мусаев, представляющий интересы обвиняемого Джабраила Махмудова, сообщил журналистам, что в обвинительном заключении по первому делу есть информация о заказчике убийства - это некий российский политик, но не говорится конкретно, кто мог заказать убийство Политковской.
Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин опроверг эту информацию. По его словам, следствие пока не установило заказчика убийства Политковской. "Работа в этом направлении ведется, конкретных результатов пока нет... Есть некоторые версии", - сказал он, уточнив, что СКП РФ не располагает подтверждением, что заказчиком убийства являлся Борис Березовский.
Однако, по словам Бастрыкина, следствию известно, где находится исполнитель преступления. "Мы его знаем, знаем, где его искать. Другой вопрос - выдадут ли нам его", - сказал глава СКП.
По его словам, известна страна пребывания этого человека и ведется активная работа с международными полицейскими организациями. "Никуда он не денется", - уверен Бастрыкин.
Вместе с тем, глава НЦБ Интерпола Тимур Лахонин в декабре прошлого года говорил журналистам, что у его ведомства нет официальной информации, где находится разыскиваемый Рустам Махмудов.
Генпрокуратура РФ сейчас ждет приговора по делу братьев Махмудовых и Сергея Хаджикурбанова. Согласно УПК приговор может быть обжалован в десятидневный срок после его оглашения.