МОСКВА, 18 фев - РИА Новости, Мария Ганиянц. Бюджет третьей Московской биеннале современного искусства, которая откроется 24 сентября 2009 года, составит 65 миллионов рублей: во вторник министерство культуры РФ добавило к ранее выделенной сумме еще около 40 миллионов рублей, сообщил РИА Новости источник в Минкультуры.
Известно, что примерно столько же было выделено на проведение второй биеннале. Тогда сумма, полученная от государства, составила 68 миллионов рублей, правда эти средства по курсу 2007 года соответствовали 2 миллионам евро.
"В этом году на подготовку биеннале уже было выделено 25 миллионов рублей", - пояснил в интервью РИА Новости ее художественный руководитель Иосиф Бакштейн.
Он сказал, что для России очень важно, чтобы именно теперь, в условиях кризиса, биеннале состоялась, так как это "знаковый проект для российской государственности".
"Существует точка зрения, которую я разделяю, что из всех событий в разных видах искусства наибольший международный резонанс имеют события в искусстве изобразительном. Эффект от интересных арт-проектов в прессе и обществе больше, чем резонанс от событий в сфере кино, театра и музыки. Почему-то именно по состоянию изобразительного искусства во всем мире судят о ситуации в стране", - пояснил собеседник агентства.
Один куратор - один проект
Бакштейн пояснил, что особенностью нынешней биеннале станет наличие только одного куратора. "Мы пригласили знаменитого французского куратора Жана-Юбера Мартена, который представит в ЦСК "Гараж" Даши Жуковой свой проект "Против исключений", в котором примут участие около 80 художников из 25 стран мира - России, Европы, США, Азии, Южной Америки, Африки и Океании", - пояснил он.
Самая известная выставка Мартена состоялась в 1989 году в центре "Помпиду" - Magiciens de la Terre ("Маги Земли") и, по словам Бакштейна, "стала культовой - с тех пор началось увлечение этническим искусством".
"Сейчас куратор сделал лучшую выставку последней биеннале современного искусства в Венеции - "Artempo. Как время становится искусством" в Palazzo Fortuni. Мартен оставил весь интерьер Возрождения, при этом элегантно дополнив его современным искусством. Люди просто рыдали от счастья, когда ходили по этому палаццо", - рассказал собеседник агентства.
Бакштейн объяснил, что особенностью первых двух биеннале было то, что в них участвовали группы кураторов. "В 2005 году, когда была первая биеннале, нам нужна была критическая масса легитимности, и одного даже такого известного куратора, как Ханс-Ульрих Обрист, казалось недостаточно. Поэтому мы собрали в кучу всех самых известных кураторов для того, чтобы они совместно делали единый проект. В 2007 году - было шесть проектов, объединенных в основной", - пояснил собеседник агентства.
Сейчас, по словам Бакштейна, идет активный поиск спонсоров основного проекта. "Мы ищем тех, кто мог бы помочь доставить произведения искусства, которые придется вести из разных стран, так как согласно концепции Жана-Юбера Мартена у биеннале очень обширная география", - рассказал он.
В том, что спонсоры отыщутся, Бакштейн не сомневается, ведь "мир не без добрых людей - благодаря усилиям российского художественного сообщества за последние пять лет появилось достаточное количество состоятельных людей, которые стали интересоваться современным искусством".
Легализация, реинтеграция и консолидация
По словам Бакштейна, биеннале имеет три функции - "легализация, реинтеграция и консолидация".
"Роль биеннале заключается в том, что современное искусство становится более легитимным, художественное сообщество консолидируется вокруг этого большого проекта, а реинтеграция означает процесс возвращения русского искусства в мировое художественное пространство", - пояснил он.
Помимо основного проекта в третьей биеннале будет около 20 специальных проектов: на "Красном Октябре", "Винзаводе", в ЦУМе и башне "Федерация", в Московском музее современного искусства, Государственном Центре современного искусства, в Центре современного искусства "М'АРС", в Третьяковской галереи, выставочном зале фонда культуры "Екатерина", в выставочном зале "Пrоект_Fабrика" и в других выставочных залах города.
Среди спецпроектов - "Русское бедное" Марата Гельмана на "Красном Октябре", параллельно в Московском доме фотографии состоится выставка Arte Povere (сюда привезут итальянское "бедное искусство" 60-х годов), а Олег Кулик сделает новый проект "Верю-2" в ЦУМе.
В столицу для участия в биеннале приедут и специальные гости, среди которых такие знаменитости, как Энтони Гормли (Antony Gormley) из Великобритании, Люк Тюйманс (Luc Tuymans) из Бельгии и Бертран Лавье (Bertrand Lavier) из Франции. Из русских - Михаил Гробман, Владимир Тарасов и Владимир Сычев.