МОСКВА, 16 фев - РИА Новости. Подавляющее большинство россиян (83%) считают, что в РФ экономический кризис не вызвал снижения цен на товары и услуги, как это произошло в некоторых других странах, свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Наиболее склонны заявлять об этом жители Центрального и Северо-Западного федеральных округов (88%), а также южане (86%). Между тем, каждый десятый (11%) сообщает, что в его регионе происходит снижение цен только на некоторые товары и услуги - такую оценку чаще всего дают уральцы (32%). Лишь 2% отмечают снижения цен в целом.
Главными причинами отсутствия дефляции россияне считают политику государства (8%) и экономический кризис (7%), отмечают социологи.
По 5% опрошенных полагают, что цены не падают из-за безответственности и бездействия властей, жадности предпринимателей, бюрократии и коррупции, растущего курса доллара, а также из-за того, что снижение цен убыточно для производителя.
При этом в феврале 2009 года по сравнению с июнем 2008 года с 79% до 58% сократилась доля россиян, считающих, что инфляция очень высока. Напротив, выросла доля тех, кто полагает, что темпы роста цен умеренные - с 16 до 30%.
Высокий уровень инфляции наиболее склонны отмечать в Центральном и Южном федеральных округах (по 64%). Об умеренном росте цен чаще заявляют жители Сибири (38%), Дальнего Востока (36%), Северо-Запада (35%) и Поволжья (34%).
По данным ВЦИОМ, чем крупнее населенный пункт, тем его жители более склонны оценивать инфляцию как высокую: 71% москвичей и петербуржцев против 51% селян. Умеренный рост цен чаще отмечают жители средних, малых городов и сел (32-35%).
Быстрее всего, по оценкам опрошенных, растут коммунальные платежи: 67% россиян полагают, что их стоимость значительно выросла (в октябре 2008 года таких было 49%). Что касается остальных продуктов, то по сравнению с октябрем прошлого года снижается доля тех, кто отмечает значительное увеличение их цены: мясо и мясопродукты (с 66% до 53%), овощи и фрукты (с 53% до 43%), молочные продукты (с 56% до 34%), хлебобулочные изделия (с 51% до 27%), бензин (с 45% до 14%).
По данным ВЦИОМ, среди товаров, цены на которые выросли незначительно, лидируют молочные продукты - 43% россиян полагают, что они незначительно подорожали.
Респонденты также стали чаще отмечать, что цены выросли незначительно на такие товары, как хлеб (с октября 2008 года доля таких респондентов выросла с 34% до 40%), мясо (с 23% до 30%), овощи и фрукты (с 29% до 38%).
Только в отношении бензина и коммунальных платежей наблюдается уменьшение количества россиян, по мнению которых они лишь незначительно подорожали (с 14% до 11% и с 23% до 19% соответственно).
При этом увеличивается число россиян, отмечающих, что цены на товары не изменились. Среди таких продуктов первое место занимают хлебобулочные изделия - 27% опрошенных полагают, что их стоимость осталась прежней (в октябре 2008 года - 11%). Еще 17% наших сограждан полагают, что не претерпела изменений стоимость бензина (в октябре - 11%), 14% - молочных продуктов (в октябре - 6%), 10% - цена на овощи и фрукты (в октябре - 9%), 8% - на мясо и мясопродукты (в октябре - 4%).
Опрос ВЦИОМ проведен 7-8 февраля. Опрошено 1,6 тысячи человек из 140 населенных пунктов в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.