Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
У Барака Обамы, похоже, заранее отняли первый большой праздник его президентства – День Президентов, который отмечается в стране в третий понедельник февраля, то есть, 16 февраля. В праздничной табели о рангах он считается вторым государственным после Дня Независимости: Америка на три дня замирает на «длинный» президентский weekend.
Этот день – некое среднеарифметическое из юбилеев сразу двух великих – Авраама Линкольна (ровно 200 лет было 12 февраля) и Джорджа Вашингтона (277 лет ему исполнится 22 февраля).
Но накануне Дня Президентов Обама проснулся утром в пятницу 13-го (вот ведь пакостное совпадение) без кандидата на пост министра торговли. Какое уж тут может быть настроение.
Накануне, аккуратно в юбилей Линкольна - кстати, кумира Обамы - объявил о своем отказе от поста министра торговли Джадд Грегг. Это не было бы никакой трагедией, такое в политической практике США случается, и не так уж редко: кандидаты снимают свои кандидатуры по разным причинам – конфликтность интересов, «налоговые шалости» и т.д. Если бы не одно «но». Грегг стал уже вторым кандидатом на этот крайне важный, особенно на фоне нынешнего кризиса, пост в правительстве. И - публично объявил, что отказывается от предложения, поскольку не согласен со многими пунктами экономической политики Обамы и особенно его последним пакетом стимулирования экономики (838 млрд долларов), одобренным конгрессом за несколько дней до этого.
От поступка Грегга, конечно, очень сильно отдает запланированным подвохом. Сам он – сенатор-республиканец. Обама обещал, что будет формировать свою администрацию из представителей двухпартийного спектра, чтобы его правительство более отражало нужды всей Америки. Трудно поверить, что кандидат в министры мог не знать, какой именно стимуляционный пакет предлагает «его» президент конгрессу и Америке. Это «прозрение вдруг» заставляет задуматься над тем, все ли у Грегга нормально с элементарной порядочностью. Но это для Америки, и не только для нее одной, тоже не бог весть какая беда. Случалось в политике и не такое. Но дело теперь уже не в этом.
Грегг – уже четвертый «кандидатский провал» для новой администрации. А вот такого в США уже давно не видывали. У Билла Клинтона были вынуждены «взять самоотвод» два кандидата на пост генерального прокурора. У Джорджа Буша, по тем же причинам налоговых недоплат, отказалась от поста министра труда Линда Чавес. Но чтобы четыре сразу? Еще раньше снять свою кандидатуру был вынужден еще один потенциальный министр торговли, губернатор штата Нью-Мехико демократ Билл Ричардсон (в его предвыборные фонды вносила взносы компания, получавшая выгодные подряды). А ранее проблемы с неуплатой налогов заставили сделать то же самое Тома Дэшла, «шедшего» на министра здравоохранения, и Нэнси Киллефер, назначенную к портфелю заместителя директора бюджетного управления администрации.
Многие демократы еще до ухода Грегга в частном порядке выражали недоумение по поводу выбора этого человека, поскольку он всегда слыл убежденным финансовым консерватором (никакого государственного регулирования в банковской сфере и финансах), что, мягко говоря, совсем не вяжется с позицией Обамы. Теперь Обаме придется подыскивать уже третью кандидатуру на министерский пост. Этого в послевоенной политической истории США вообще не было никогда. Министра, конечно, найдут. Но.
Но теперь уже начинают открыто звучать предположения о том, что медовый месяц Обамы и Америки начинает заканчиваться гораздо раньше отведенного срока. И такое тоже бывало. В конце концов, кто же мог ожидать долгой любви Америки с президентом, который вынужден принимать столь непопулярные меры. Кризис – он и есть кризис.
Америка готова была потерпеть. Она только не готова к тому, чтобы ее «тащили в медовый месяц» с участием непредсказуемых партнеров. И надолго.
Теперь в США уже начинают открыто поговаривать о том, что у команды Обамы явно не совсем гладко отлажена система подбора кандидатов, а у самого президента хромает и политическая и человеческая оценка людей, которые вроде должны стать ведущими членами его правительства. Это уже серьезно. Это уже первый тревожный сигнал того, что претендентов подбирают в спешке и недостаточно тщательно проверяют их подноготную.
Обаму и раньше уже журили за непонятный многим выбор кандидатов. Но теперь вместо простительных непонятностей, стало что-то слишком уж много явных ошибок. Такие вещи президентам, даже молодым и популярным, обычно не прощают. Даже на фоне головотяпства Джорджа Буша. Нельзя в такие трудные времена делать сразу столько просчетов, да еще просчетов, замешанных на такой нехорошей материи, как уклонение от уплаты налогов. Американцы, в принципе, могут простить очень многое, но только не то, что кто-то не платит налоги, а, значит, ворует их честно заработанный и отданный в казну buck.
Никто, конечно, не говорил, что новой администрации будет легко, но никто не предполагал, что будет так трудно. И что она так быстро начнет сама создавать себе трудности. Все эти промахи с кандидатами уже экстраполируются и на экономические и финансовые программы Обамы. И все чаще встает вопрос, а на самом ли деле был так уж точно продуман одобренный конгрессом пакет экономического стимулирования? Может, это было сделано так же поверхностно, как и министерский кастинг? И насколько правдивы оценки реальных масштабов финансовых проблем, прогнозы грядущих банковских банкротств, завышены они, или, напротив, занижены?
Первые круги по воде уже пошли. Так, министр финансов Обамы Тимоти Гайтнер обнародовал в Вашингтоне общие детали еще одного плана финансового спасения Америки. Речь в нем идет о совершенно умопомрачительных цифрах – примерно о 2,5 триллионах долларов.
В этот пакет должны войти 350 млрд, недовыделенные из пакета банковской помощи, одобренного еще при бушевской администрации. Эти деньги должны стать государственной гарантией под привлечение 1 триллиона частных средств на выкуп ценных бумаг стоящих на грани банкротства банков. Еще 1 триллион долларов из Федерального резервного фонда (Центрального банка) пойдет на программы кредитования займов на покупку автомобилей и потребительского стимулирования вообще (типа дешевые кредитные карты). Еще 100 млрд выделят в качестве вкачки ликвидности в американские банки, а значит – на рынок кредитов. 50 млрд долларов уйдут из казны как субсидии домовладельцам, которые не могут вернуть ипотечные кредиты и которым грозит выселение из домов. Если этого не сделать, дал понять Гейтнер, то в ближайшие три года в стране обанкротятся более 1000 банков.
Но даже масштабы программы не впечатлили рынки. После ее объявления акции на нью-йоркской фондовой бирже пошли вниз. Уолл-стрит счел программу слишком уж размытой и неопределенной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции