Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Предприниматели в условиях кризиса настоятельно требуют от правительства снизить налоги. На первый взгляд, это очевидная мера, чтобы оживить промышленность и период спада. Но составители госбюджета находятся между двух огней. С одной стороны, надо стимулировать бизнес. С другой, всеми силами ограничить дефицит бюджета.
Что говорит о налогах экономическая наука
Принципиально существует две бюджетные идеологии. Первая основана на концепции финансовой стабилизации. Она гласит, что ни в коем случае нельзя допускать дефицита бюджета, который придется покрывать за счет дополнительной денежной эмиссии. Это, в свою очередь, неминуемо приведет к инфляции, которая ударит по доходам всего населения.
Поэтому налоги следует собирать в таком объеме, чтобы они полностью покрывали расходы бюджета. Отсюда следует, что снижение налогов весьма рискованно и проводить его надо крайне осторожно, чтобы не допустить дефицита бюджета и связанного с ним роста цен.
Согласно другой концепции – экономического роста – снижение налогов, наоборот, приносит крайне положительный эффект в условиях конкурентной рыночной экономики. Снижение налогового бремени стимулирует частную инициативу, и в результате общая сумма налоговых поступлений в казну возрастает благодаря росту ВВП.
Мировая практика показала, что право на существование имеют обе концепции. Главная проблема - в том, когда лучше применять ту или иную из них. Экономическая теория дает на этот вопрос ясный ответ.
В период экономического роста, чтобы избежать перегрева экономики (или кризиса перепроизводства), ее надо «остудить», т.е. сбить темпы роста, повысив налоги. Заодно благодаря высоким налогам во время бурного роста экономики государство накапливает денежную заначку на случай кризиса.
Когда же начинается экономический спад, надо, наоборот, «разогреть» экономику снижением налогов, простимулировав при помощи этой меры бизнес. Если в этот период образуется некоторый дефицит бюджета, то покрыть его можно за счет госрезервов, накопленных ранее, поэтому включать денежный станок на дополнительные обороты не придется.
Таким образом, снижение налогов в период кризиса – своего рода экономическая аксиома. Однако на практике все обстоит гораздо сложнее.
Реалии кризиса в России
На конец января 2008 года вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин оценил общий размер уже осуществленных антикризисных мер примерно в 2,1 трлн рублей. Из этой суммы около 1,1 трлн рублей – это потраченные из бюджета средства. Примерно 1 трлн рублей приходится на снижение налогов, т.е. на недополученные бюджетом средства.
Основными мерами российского правительства по ослаблению налогового бремени на предпринимателей стали: снижение налога на прибыль с 24% до 20%; изменение порядка взимания вывозной пошлины на нефть, которое привело к ее существенному снижению; предоставление регионам права снизить ставку налога на малый бизнес с 15% до 5% .
Снижение налога на прибыль обошлось бюджету в 500 млрд рублей. Еще 250 млрд рублей недополучила казна из-за снижения экспортной пошлины на нефть. На 100 млрд рублей упали доходы государства из-за снижения налогового бремени на малый бизнес.
Но предприниматели считают, что этих мер недостаточно. Буквально в эти дни нефтяники обсуждают с правительством возможность дальнейшего снижения налогов на свою отрасль. В свою очередь, представители отечественного автопрома, попавшие в крайне тяжелую ситуацию (ряд заводов только что заработал после продолжительных новогодних каникул, другие работают неполную рабочую неделю), считают, что им также нужны налоговые преференции, в частности, снижение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 12%.
Но глава Минфина дает понять, что будет сопротивляться дальнейшим пожеланиям бизнеса снизить налоги. Дефицит бюджета на 2009 год, по самой скромной оценке, составит 6,1% от ВВП. Финансироваться он будет за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостоянии, которые надо экономить, исходя из того, что кризис может продлиться и в 2010 году. Увеличивать бюджетный дефицит за счет внешних заимствований, российские власти не намерены.
Как поясняет Кудрин, рост госдолга приведет к повышению процентов по внешним займам для российских компаний, из-за чего их положение еще больше усугубится. Кроме того, сниженные в период кризиса налоги сложно будет повысить после выхода из него.
Министр финансов считает, что главный акцент в антикризисных мерах надо сделать на мерах денежно-кредитной политики. Стоит, правда, отметить, что эта сфера деятельности относится к ведению другого ведомства – Центробанка.
Одним из основных механизмов помощи отечественным производителям ЦБ избрал механизм управляемой девальвации рубля. Подешевевший рубль, действительно, усилил конкурентоспособность российских товаров на внутреннем рынке по сравнению с подорожавшей импортной продукцией. Одновременно увеличилась прибыль отечественных экспортеров – в рублевом выражении. Однако девальвация неизбежно приводит к инфляции, так как внутренний рынок товаров повседневного спроса по-прежнему во многом зависит от импорта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции