Юрий Трофимов, независимый обозреватель – для РИА Новости.
Последнее время Запад демонстрирует растущую благожелательность к Белоруссии. Международный валютный фонд обещает ей кредит в 2,5 млрд. долларов – против «всего лишь» 2 миллиардов долларов, выделенных Россией. А для президента Лукашенко, которого еще вчера называли «последним европейским диктатором», снят запрет на поездки в страны Евросоюза. Такую «доброту» можно было бы только приветствовать, если бы за ней не проглядывалось намерение развести Белоруссию с Россией.
Республика Беларусь, географически расположенная в центре Европы, оправданно стремится выстраивать нормальные отношения со всеми своими соседями, включая страны ЕС. Главным же, стратегическим ее союзником при всем том была и остается Россия. Те, кому это не нравится, усматривают здесь противоречие, которое пытаются всячески раздувать и обострять. В том числе через средства массовой информации. Об этом недавно еще раз говорил Александр Лукашенко, не слишком жалующий некоторые издания.
А было так: Высший госсовет союзного государства Беларуси и России (ВГС), собиравшийся в Москве 3 февраля, принял ряд принципиальных решений, к которым стороны шли долго и трудно: о создании единой системы ПВО, о возможности придания российскому рублю статуса региональной резервной валюты, о равном доступе белорусских товаров на российский рынок и наоборот. Перед отлетом домой белорусский лидер высказал сожаление, что столь важное событие не нашло должного отражения в российских СМИ.
Отражение, положим, имело место, хотя и не всегда в таких тонах, на которые рассчитывал Лукашенко. Газета «Вечерняя Москва» вообще сравнила его с ласковым теленком, который «двух маток сосет» - стремится получать кредиты и льготы и от России, и от Европы. А посредником в своем сближении с Западом он, мол, выбирает украинского президента Ющенко, откровенного русофоба. На долю же России, по мнению политолога Дмитрия Орешкина, «остаются в основном пустые слова о славянском братстве, союзном государстве и единой валюте».
Славянское братство и Союзное государство – вовсе не пустые слова для подавляющего большинства русских и белорусов, по сей день не считающих друг друга иностранцами. Иное дело – новая деловая и бюрократическая элита двух государств, рассматривающая друг друга как конкурента в рыночных условиях. Именно стараниями этих людей тормозится процесс создания реального Союзного государства, разжигаются дискуссии об «ущемлении интересов». В такой обстановке от президентов и глав правительств двух стран требуется не только дипломатическая гибкость, но и политическая воля в поддержании интеграционных процессов.
Уже достаточно много сказано о тихой торговой войне, что шла последние два года между РФ и РБ. Москва, защищая отечественный аграрный сектор, ограничила поставки с белорусской стороны некоторых видов продовольствия (начиная с сахара), а Минск закрыл для россиян свои рынки табака, алкоголя и рыбы.
Буквально только что, 11 февраля, в Рязани министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев вернулся к этой теме на совещании по молочному животноводству. Два месяца тому назад Минск и Москва подписали согласованный пятилетний план производства и поставок основных видов сельхозпродукции. Однако, по словам Гордеева, в ущерб России Минск этот план не выполняет, поддерживая свое молочное производство государственными дотациями. На этом основании министр предложил приостановить выделение кредитов Беларуси, пока та не синхронизирует с Россией политику в сфере сельского хозяйства.
Еще более скандальной получилась дискуссия об участии белорусских военнослужащих в Коллективных силах оперативного развертывания (КСОР). Соглашение о создании таких сил было подписано 4 февраля на саммите стран-членов ОДКБ – включая, естественно, и Беларусь. Глава белорусского МИД Сергей Мартынов на следующий же день поспешил заявить, что законодательство Республики Беларусь не предусматривает участия белорусских солдат в военных действия за рубежом. А руководитель белорусского аналитического центра Мизеса Ярослав Романчук высказался еще яснее: «Подписанный в Москве документ о создании КСОР станет очередной бумагой, которую Лукашенко подписал и забыл, чтобы получить от России очередные финансовые преференции».
Российский посол в Минске Александр Суриков напомнил, что межгосударственные соглашения имеют приоритет перед внутренним законодательством, но это вызвало еще большее раздражение. Равно как и его сообщение, что Россия не приступит к строительству нового газопровода по белорусской территории до завершения «Северного потока» и «Южного потока». Белорусский МИД посоветовал послу РФ «не предвосхищать итоги выполнения поручений Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России».
Возможно, точку в этом конфликте сможет поставить совместный антикризисный план, принятый Высшим госсоветом Союзного государства: о развитии кооперационных связей, кредитовании взаимных поставок, обеспечении равного доступа белорусских товаров на российский рынок и российских – на белорусский. Эксперты рассматривают этот план как стратегический прорыв в отношениях двух стран.
Здесь, впрочем, можно говорить скорее о тактике, потому что белорусско-российские экономические контакты и так стабильно развиваются - безотносительно к любым торговым конфликтам. Объем взаимного товарооборота за последние три года удвоился, приблизившись к 35 млрд. долларов. Но вот если он станет выражаться не в долларах, как сейчас, а в конвертируемых рублях, это будет действительно стратегическим прорывом: ни Москве, ни Минску не надо будет, прежде всего, дополнительно платить за конвертацию валют и за прохождение денег через международную систему платежей, сегодня не слишком надежную. В условиях финансового кризиса это особенно важно.
Высший госсовет Союзного государства распорядился подготовить соответствующее техническое и юридическое обеспечение. Идея, судя по всему, может и не понравиться объединенной Европе, но в данном случае «ветер с Востока» определенно преобладает над «ветром с Запада».
Среди других решений не меньше (если не больше) всех впечатлила договоренность о создании единой региональной системы ПВО России и Белоруссии. Система заметно повышает радиолокационный контроль на западных границах Союзного государства – от стран Балтии до Украины. При этом Белоруссия становится первым эшелоном обороны совместного воздушного пространства, а Россия, действуя с ней в оперативной связке, гарантирует наиболее современное техническое оснащение.
Заметим: не прошло и недели с этого решения ВГС, как в Европе заговорили о желательности подключения региональной российско-белорусской системы ПВО к общеевропейской системе противоракетной обороны. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что построение структуры европейской безопасности невозможно без учета позиции России. Как невозможно эффективное сближение Беларуси и Европы без учета характера российско-белорусских отношений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции