МОСКВА, 12 фев - РИА Новости, Мария Ганиянц. Больше зла, чем пользы, и рост коррупции принес учреждениям культуры федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за номером 94, рассказал в интервью РИА Новости директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Согласно 94-ФЗ, государственные учреждения обязаны делать выбор не в пользу участника конкурса или тендера, способного создать наиболее художественно значимое и представляющее культурную ценность произведение искусства, а в пользу более дешевого исполнителя.
"Этот закон, также как и административная реформа, принес пока больше зла, чем пользы. В нем слишком много регулирования, а это один из признаков коррупции", - рассказал директор Эрмитажа.
Он пояснил, что хотя Россия изначально коррупционная стана, и "взяточники всегда здесь были и будут", но "бывает взяточник, который знает, что он ответит за результат", а 94-ФЗ порождает худшую категорию коррупционеров, "взяточников-посредников, которые не заинтересованы в результате", а думают только о том, чтобы тендер выиграли нужные ему люди.
Пиотровский привел пример, когда Эрмитаж закупает охранные системы, то в условиях существующих правил тендера он должен показать всем претендентам охранную систему музея. Тогда как музей не имеет права запросить информацию, аудит и всю историю компании до проведения конкурса.
То есть, кто угодно может принять участие в тендере, ознакомится с охранной системой Эрмитажа и предложить свои услуги, не будучи при этом специалистом в данной области.
"Например, у нас была IT-компания, которая должна была внедрить новую компьютерную систему. Она выиграла тендер, потому что предложила самые маленькие деньги. В итоге их работы у нас на месяц зависли все компьютеры, так как у компании не было навыков работы в музейных условиях", - сказал он.
Грант вместо госзаказа
Пиотровский считает, что из-под действия данного закона необходимо вывести не только создание произведений искусства и литературы, как это предлагает комитет по культуре Государственной думы, но и большую часть того, "что делают учреждения культуры".
"Из-под понятия "государственные нужды" нужно вывести большую часть того, что делают учреждения культуры. То, что мы создаем, делается не для государственных нужд, а для нужд культуры. Государство должно быть слугой культуры, а не наоборот", - считает собеседник агентства.
Он добавил, что вместо госзаказа логичнее было бы ввести "государственные субсидии и гранты". "Субсидии и гранты, кстати, контролируются намного лучше", - отметил он.
Пиотровский рассказал, что музейное сообщество подготовило исправленный проект данного закона, которые были переданы во вторник комитету по культуре Госдумы.
"Мы предлагаем конкретные изменения, того, что должно быть в 94-ФЗ. С ним надо работать, нужны споры и обсуждения, и, постепенно, мы его приведем в "приличное состояние", - выразил уверенность директор Эрмитажа.
В декабре 2008 года, уже были приняты поправки к 94-ФЗ, согласно которым с рядом лиц творческих профессий - режиссером, дирижером, сценаристом, драматургом, художником и другими - впредь можно заключать государственные контракты без проведения торгов.
Несмотря на то, что деятели культуры единодушно считают, что 94-ФЗ мешает деятельности российских театров, музеев, и других госучреждений, связанных с творческим процессом, и ратуют за значительные изменения закона, противоположную позицию занимают Министерство экономического развития РФ и Федеральная антимонопольная служба.
Согласно неоднократным высказываниям представителей этих ведомств, 94-ФЗ экономит бюджету значительные средства, и напротив, мешает коррупции и нецелевому расходованию госсредств.