НЬЮ-ЙОРК, 11 фев - РИА Новости, Лариса Саенко. Уолл-стрит ответила обвалом фондового рынка на принятие антикризисного плана Барака Обамы стоимостью 838 миллиардов долларов и представленный план поддержки банковской системы США и выкуп проблемных активов.
Во вторник индекс Dow Jones industial average обрушился более на 390 пунктов или 4,7% после принятия пакета и обнародования главой Нацбанка Тимом Гайтнером программы по спасению банковской системы. Высказывание самого Обамы о том, что "кризис в США может превратиться в катастрофу", не добавили оптимизма инвесторам.
Почти одновременно глава Минфина Бен Бернанке заявил на Капитолийском холме, что страна оказалась в самом глубоком кризисе со времен "великой депрессии". По его мнению, антикризисные меры правительства не могут дать мгновенного положительного результата, однако предотвратят еще более драматический сценарий для финансовой системы и экономики в целом.
"Мы находимся в состоянии глубочайшей утраты доверия к финансовому рынку и пессимизма по отношению к принимаемым правительством мерам", - заявил Гайтнер, выступая перед сенаторами.
Выступления двух самых влиятельных в финансовом мире персон транслировались в прямом эфире CNBC.
"Реакция Уолл-стрит закономерна - она не любит вмешательства государства, а именно большую степень регулирования пообещала новая администрация. Хотя я считаю, что сегодняшняя негативная реакция преждевременна, надо посмотреть, дойдут ли выделяемые банкам деньги до реального сектора экономики", - сказал РИА Новости профессор Школы бизнеса Лассальского университета в Пенсильвании Владимир Квинт.
Он считает принятие сенатом плана по стимулированию экономики своевременным и необходимым шагом.
В 2008 году США приняли 700-миллиардную государственную программу по освобождению от проблемных активов. Половина этих средств уже израсходована, главным образом, на поддержку финансового сектора, серьезно пострадавшего в результате ипотечного кризиса.
Пессимизм усиливается
Ожидаемый "План финансовой стабильности" предполагает слияние государственных и частных инвестиций, которые в сумме могут составить до 2 триллионов долларов, создание инвестиционного фонда, благодаря которому будут ликвидированы задолженности в кредитной системе США, что позволит разморозить кредитный рынок.
Правительство намерено поддержать обеспечение выделения через специальную расширенную программу ФРС до 1 триллиона долларов на новые кредиты. Еще 50 миллиардов долларов планируется выделить непосредственно на помощь тем, чьи дома распродаются с молотка за неуплату ипотеки.
Предполагается также дальнейший выкуп проблемных активов у самых крупных банков, размер активов которых превышает 100 миллиардов долларов. При этом глава Нацбанка не назвал конкретную сумму и предполагаемые сроки выкупа, сказав, что правительство пока изучает этот вопрос.
Уолл-стрит негативно восприняла то, что Гайтнер не раскрыл конкретных деталей и предполагаемых объемов средств, найдя его предложения слишком размытыми и абстрактными.
"Критически важные детали разрабатываемого неделями плана остались нераскрытыми", - прокомментировала газета Wall Street Journal реакцию рынка на своем веб-сайте. Мнения на форуме этого флагмана делового мира колебались от пессимистичных до, порой, панических.
"План есть, а где же деньги?", - отреагировал финансовый телеканал CNBC.
Участники интерактивного голосования на сайте CNN также пессимистично оценили "программу спасения" - 48% считают, что она не сработает, 42% полагают, что это только начало и потребуется больше помощи государства, лишь 11% сочли программу мер "достаточной". На момент подготовки материала в опросе приняли участие 20 тысяч 973 человека.
"Это программа не выглядит прорывной, что может разочаровать людей", - заявил в эфире CNN Брайан Бэттл, вице-президент финансовой компании Performance Trust Capital Partners. "Большим разочарованием" назвал объявленные планы Нацбанка и Стефен Стэнли, главный экономист Greenwich Capital.
Многие представители бизнес-сообщества и аналитики отметили, что вторник вопреки надеждам не стал переломным моментом в кризисе доверия, охватившем рынки, наоборот, дав понять, что худшие времена, вероятно, еще впереди.