Рейтинг@Mail.ru
Творчество Владимира Зельдина: от пастуха Мусаиба до Дон Кихота - РИА Новости, 10.02.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Творчество Владимира Зельдина: от пастуха Мусаиба до Дон Кихота

Читать ria.ru в
Дзен

Актер, родившийся в начале XX века, активно работает и в начале века XXI. Не восхищаться Владимиром Зельдиным, которому сегодня исполнилось 94 года, просто невозможно - он в отличной физической и творческой форме.

От танцовщика до столяра

Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля 1915 года в городе Козлове (сейчас - Мичуринск) Тамбовской области. К 1920 году Зельдины переехали в Тверь, а в 1924 году семья стала жить в Москве. Его мать - учительница по образованию - посвятила жизнь семье. Отец был музыкантом, дирижером, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Как сообщает kino-teatr.ru, помимо самого младшего Владимира Зельдина в семье было еще четверо детей, и жили они тогда "непросто".

"Все более менее было, но иногда даже голодали, потому что заработки у отца и у матери были небольшие, а нас нужно было содержать. Я вырос, видел пример труда и моей матери, и моего отца, - цитирует слова Зельдина телеканал "Культура". - Мне кажется, все зависит от семьи - не только школа, самое главное это семья. Вот где истоки, где должен закладываться фундамент человеческий".

В доме, где всегда царила атмосфера музыки, искусства, любви к литературе, дети росли музыкальные. Актер вспоминает, что его сестры и братья - все играли: кто на рояле, кто на скрипке, кто на виолончели. Сам Владимир Зельдин научился играть на скрипке, рояле и трубе, что очень пригодилось ему в дальнейшем. Но в 12 лет будущего актера потянуло в балет - он пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев. Его не приняли, сказали - слабое сердце.

Через четыре года посетила новая мечта - профессия военного моряка, привлекшая своей романтикой. Но в военное училище его не взяли из-за плохого зрения.

Когда Владимиру Зельдину было 14 лет, у него умер отец. Его друг, дирижер Николаевский, устроил будущего актера на работу в оркестр Высшей пограничной школы. После школы он пошел в слесари на завод "Опытный передатчик".

"Пришлось идти работать учеником слесаря, потому что после смерти отца семье не на что было жить, - рассказал Зельдин в интервью "Аргументам и фактам". – И как-то, прогуливаясь после работы по Каретному Ряду, я увидел объявление о приеме в театрально-производственное училище при Театре им. МОСПС. Дай, думаю, попробую. Меня прослушали и попросили прийти через неделю. Я за неделю совершенно забыл о своем поступлении. Вспомнил, пришел, смотрю - списки висят, и, что самое удивительное, я в этих списках".

Как пастух сохранил жизнь актеру

Так "совершенно случайно", по словам Зельдина, он стал студентом театрального училища при театре МГСПС (потом - Театр им. Моссовета). После окончания мастерских в 1935 году остался в этом же театре. Затем непродолжительный срок служил в Центральном театре транспорта (сейчас - Театр им. Гоголя). Там у него была роль пограничника Гоглидзе в "Генеральном консуле". В этом спектакле члены съемочной группы фильма "Свинарка и пастух" и приметили талант Зельдина.

На кинопробах была довольно жесткая конкуренция - помимо Зельдина на роль Мусаиба претендовали несколько актеров-грузин из Театра им. Руставели. Режиссер Иван Пырьев долго не мог решиться сделать окончательный выбор, в конце концов он собрал в просмотровом зале всю женскую часть съемочной группы - участниц массовки, костюмерш, реквизиторов - и показал им пробы. Девушки единогласно выбрали Зельдина.

Съемки шли полным ходом, когда началась война. "Может быть, благодаря этой картине я остался жив, потому что мое поколение в основном все осталось на полях сражений", - сказал позже о фильме Зельдин в интервью Км.ru.

"Приехав в Москву, я решил, что продолжать съемки нашего сугубо мирного фильма нет смысла. Многие члены съемочной группы подали заявления о вступлении в ряды армии, получил повестку явиться в военкомат и я. Поставив об этом в известность директора студии, я на другой день утром уже был на сборном пункте. Однако, когда нас, "запасных" осмотрели, зарегистрировали и построили, чтобы отвезти в казармы, во двор въехала легковая машина студии. Меня тут же "извлекли" из строя, посадили в машину и увезли на студию. Оказывается, было получено указание - съемки "Свинарки" во что бы то ни стало продолжить, а меня на время съемок забронировать", - цитирует слова Зельдина портал rusactors.ru.

Работа проходила в очень тяжелых условиях, вспоминает актер: "Все первые сцены - радостные встречи на Всесоюзной сельхозвыставке, толпы посетителей, веселые знакомства и так далее - снимались под бомбежками. Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены, непрерывно, и даже физически это было трудно выдержать. Снимались веселые, праздничные сцены, а в этот момент приходили сводки о сдаче немцам наших городов. Но желание отстоять Отечество объединяло всех".

Выдача брони не означала, что защита Родины ограничилась лишь искусством. По ночам, когда фашисты бомбили Москву, Зельдин в числе многих горожан дежурил на крыше своего дома, тушил зажигательные бомбы, оберегая дом от возможного пожара.

Фильм "Свинарка и пастух", законченный в октябре 1941 года, мгновенно завоевывал сердца зрителей. Зельдин сразу стал необыкновенно популярен. "Пырьев перевернул мою творческую биографию, дал мне профессию и славу", - вспоминает Зельдин.

"Для меня "Свинарка и пастух" - картина значимая не только, потому, что это была моя первая работа в кино, но и потому что этот фильм снимался во время Великой Отечественной войны. А Вы думаете, что мы победили силой оружия и силой духа? Нет, мы победили и силой искусства тоже. После завершения съемок картина "Свинарка и пастух" тоже отправилась на фронт, и она тоже воевала вместе со всеми", - цитирует слова актера "Русь Единая".

Несмотря на то что в 1941-м Зельдину была выдана бронь, его очень часто просили приехать в составе актерской бригады на передовую. И позже он не раз выезжал с Театром Армии - в Афганистан, в Чернобыль и в другие "горячие" точки страны, выступая там перед российскими солдатами.

Ничего своего, кроме души

В эвакуации Зельдин работал в труппе Русского драматического театра в Алма-Ате, в 1943 году Зельдин вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта. В 1945 году Зельдин получил приглашение от Центрального театра Красной армии играть в спектакле "Учитель танцев", и с тех пор неизменно служит в труппе Центрального театра Российской армии.

Его дебют оказался блестящим, спектакль - более чем успешным, и за следующие 30 лет Зельдин играл Альдемаро более тысячи раз. В последний раз он сыграл эту роль в 60 лет. После одного из спектаклей за кулисы поблагодарить актера зашла сама Анна Ахматова.

За более чем полвека работы в театре Российской армии Зельдин сыграл роли разные по темпераменту, жизненным позициям. Среди лучших - Клайд "Закон Ликурга", Стариди "Песнь о черноморцах", Роберт Харлатти "Юстина". Актер всегда радовал поклонников своего таланта мастерством. После премьеры "Яков Богомолов" режиссер спектакля Мария Кнебель сказала ему: "Вы тонко и умно играете глупого".

В настоящее время актер занят в спектаклях Театра Армии "Человек из Ламанчи", "Давным-давно", "Загнанная лошадь", "Приглашение в замок". Кстати, премьера спектакля "Человек из Ламанчи" состоялась накануне 90-летнего юбилея актера Владимир Зельдин исполнил роль Дон Кихота - свою "давнюю мечту".

"Я давно мечтал сыграть этого замечательного героя Сервантеса и считаю, что эта пьеса очень важна сегодня, в век денег и практицизма, в век, когда люди забыли о совести, чести, милосердии и порядочности", - сказал он.

"Я погружен в этот материал, - цитирует высказывание актера о Дон Кихоте портал sem40.ru, - живу в его мире, его отношением к жизни, к человеку. Более того, все события, которые вокруг происходят - и негативные и позитивные - я рассматриваю через призму Дон Кихота. Мой герой произносит такие слова: "Не называй своим ничего, кроме своей души". Или еще: "Люби не то, что ты есть, а то, каким хочешь и можешь стать. Станет все то, что жалко отдать, обузою на пути. Помочь торопись человеку, Рыцарь Прямых Дорог!". С этими словами я обращаюсь в зал и знаю, что в наше жестокое время они нужны современной аудитории, людям, которые запутались в самых элементарных человеческих понятиях - честь, долг, совесть, порядочность…"

Возраст - не тот

Не ушел Зельдин и из кино. После "Свинарки и пастуха" он снялся в еще одном фильме Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1947).

"Я очень благодарен Ивану Пырьеву за эту роль. Ведь после положительного героя в "Свинарке" я получил возможность сыграть роль эгоистичного, но довольно талантливого музыканта. Для актера очень важно играть разноплановые роли. Ведь это прекрасная возможность заявить о своих способностях, а не заниматься безжалостной эксплуатацией внешних данных, пока он молод", - вспоминает актер.

Позже были и другие яркие роли - профессор Серебряков в фильме Кончаловского "Дядя Ваня" по пьесе Чехова и Судья в фильме Говорухина "Десять негритят" по роману Агаты Кристи. Сложные психологические персонажи он воплотил в картинах "С тобой и без тебя" и "Укрощение строптивой". Всего Зельдин сыграл примерно в 40 картинах. После римейка "Карнавальной ночи" Эльдара Рязанова он не снимается, говорит: "Возраст уже не тот".

Однако физической форме актера можно позавидовать. По словам Зельдина, это результат здорового образа жизни, регулярных занятий спортом и "чистой совести".

"Думаю, что и у многих других людей моего поколения совесть чиста, - сказал он в интервью "Аргументам и фактам". - Мы прошли войну, защитили Россию. Нужно уметь удивляться жизни, интересоваться всем новым, никогда никому не завидовать. И еще. Необходимо поддерживать в себе состояние влюбленности - в свою профессию, в людей, которые тебя окружают, в жизнь во всех ее проявлениях".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала