F-15 "Игл " (F-15 Eagle) - американский всепогодный тактический истребитель четвертого поколения.
Исследования по созданию истребителя F-15 начались в США в ноябре 1965 года, в сентябре 1968 года командование американских ВВС направило предложения фирмам о выдвижении конкурсных проектов. Перед американскими специалистами была поставлена задача разработки нового истребителя, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе и способный наносить удары по наземным целям. В 1969 году разработчиком F-15 стала фирма "Макдоннелл Дуглас ".
Экспериментальный образец F-15A был выпущен в июне 1972 года. Первый полет серийного самолета этого типа состоялся в сентябре 1974 года. Принят на вооружение в 1976 году.
Истребитель F-15 имеет малую нагрузку на крыло, двухдвигательную силовую установку и двухкилевое хвостовое оперение. Крыло самолета F-15 стреловидное, закрылки простые двухпозиционные, однако для выполнения маневра по крену используются элероны совместно со стабилизатором, при этом на сверхзвуковых скоростях элероны отключаются. Управление элеронами осуществляется с помощью обычных приводов и механических тяг, а рулями поворота и стабилизатором ‑ еще и электрическими приводами от системы повышения устойчивости. Конструкция воздухозаборников обеспечивает эффективную работу силовой установки на различных режимах, в том числе на больших углах атаки. Каждый из них имеет три створки с регулированием их углового положения и регулируемое окно перепуска воздуха.
С середины 1980 года начался выпуск истребителей F-15C (боевой) и D (учебно-боевой). В отличие от предыдущих модификаций эти самолеты имеют увеличенный (на 900 кг) запас топлива во внутренних баках и возможность оснащения двумя конформными баками "Фаст пэк " с общим запасом топлива 4500 кг, в которых может также размещаться дополнительная радиоэлектронная аппаратура.
Тактический истребитель F-15C имеет следующие основные характеристики:
Экипаж – один человек
Максимальная взлетная масса - 30850 кг (пустого - 12790 кг)
Максимальная скорость полета - 2650 км/ч (на высоте 11000 м)
Практический потолок - 18300 м
Тактический радиус действия - 1100-1800 км (в зависимости от боевой нагрузки и профиля полета)
Перегоночная дальность - 4600 км
Размеры самолета:
1. Длина – 19,43 м
2. Высота – 5.63 м
3. Размах крыла – 13,05 м
4. Площадь крыла – 56,5 кв.м
В состав силовой установки входят два турбореактивных двухконтурных двигателя F 100-PW-220 максимальной тягой по 10770 кгс. Вооружение – 20-мм шестиствольная пушка "Вулкан " (боекомплект 940 патронов), управляемые ракеты (УР) AIM-9 "Сайдвиндер", AIM-7 "Спарроу " и AIM‑120 AMRAAM. Максимальная масса боевой нагрузки 7250 кг.
Следующая модификация самолетов этого типа, получившая наименование F-15E "Страйк Игл ", была разработана американскими специалистами на базе учебно-боевого F‑15D.
В отличие от предыдущих модификаций, такой самолет в основном предназначен для нанесения ударов по наземным целям, для чего в состав его вооружения включены управляемые ракеты класса «воздух-земля», кассеты, управляемые и неуправляемые авиационные бомбы. Данный самолет может использоваться в качестве носителя ядерного оружия.
Модификации самолета F-15 поставлялись Израилю, Саудовской Аравии и Японии. Для Израиля был построен F-15I Thunder – вариант F-15E, для Саудовской Аравии – F-15S - вариант F-15E, двухместный учебно-тренировочный вариант F-15DJ для ВВС Японии выпускался компанией Mitsubishi по лицензии.