МОСКВА, 4 фев - РИА Новости, Ольга Дедова. Мировой финансовый кризис стал одной из основных тем в новом романе известного британского писателя, кавалера французского Ордена искусств и литературы Джонатана Коу.
Коу - лауреат премии Английской гильдии писателей и литературной премии Медичи во Франции. В одном из своих романов - "Какое надувательство!" - автор в остросоциальной форме описал жизнь английского общества во времена Маргарет Тэтчер, что сразу вывело его в разряд писателей с мировой известностью. Также среди его произведений - "Случайная женщина", "Карлики смерти", "Дом Сна", "Клуб Ракалий", "Пока не выпал дождь" и биографические книги о Хамфри Богарте, Джеймсе Стюарте и английском романисте Бенджамине Джонсоне.
Как рассказал Коу в интервью РИА Новости, мировой финансовый кризис, который вызвал настоящее брожение среди политиков и экономистов, проник и в его новый роман, над которым он сейчас работает. "А разве могло быть иначе?" - отметил писатель.
Он рассказал, что новое произведение можно назвать комическим романом, где события происходят в наши дни в Великобритании.
"Дело происходит в первые дни современного экономического кризиса. Это своего рода "дорожный роман", и развиваться история будет во время поездки по британским автострадам. Можно даже сказать, что это роман о мужчинах и их автомобилях", - рассказал писатель, не став при этом вдаваться в подробности.
О НЕВИННОСТИ И ОПЫТЕ
Одна из последних работ Коу - роман "Круг замкнулся" - вышла в России, в издательстве "Фантом-Пресс", в феврале. Это продолжение истории, рассказанной писателем в книге "Клуб Ракалий", действие которого происходит в 70-х годах опять же в Англии. На этот раз герои выросли, и их захватывает бурная стихия нового тысячелетия.
Как отмечают российские издатели, дилогия "Клуб Ракалий"-"Круг замкнулся" задумывалась автором как история "об эпохе тэтчеризма". Сам Коу пояснил, что романы - это нечто единое, и их нельзя понять в отрыве друг от друга.
"Я хотел написать историю, в которой бы нашли отражения все те изменения, которые произошли между 70-и годами и нашим днями. И мне показалось, что это хорошая идея - написать два романа, один о прошлом, а второй о настоящем. Для меня "Круг замкнулся" - это не продолжение "Клуба Ракалий", это скорее книги-спутники, или даже зеркальные отражения. Один роман - о невинности, второй - об опыте", - пояснил Коу, добавив, что когда-нибудь он переработает их и издаст единым томом в том виде, в каком они должны быть прочитаны.
В первой части дилогии героями стали учащиеся школы в Бирмингеме (родины самого писателя) и их родители. Они осваивают рок-пространство, борьбу с расизмом и разброд в политике и экономике. Во второй книге герои выросли и постарели, но все также на их жизнь влияют политические и экономические события на планете, а сами люди, в свою очередь, влияют на жизнь общества.
Но если в первой части в историю юных школьников вмешиваются забастовки рабочих профсоюзов и террористические акции ИРА (Ирландская республиканская армия), то в продолжении - некоторые из них, став известными общественными деятелями и политиками, уже сами решают судьбу общества, а волна мультимедийных средств и крушение башен-близнецов, в свою очередь, влияют и на их жизнь.
ЗЕРЦАЛО ОБЩЕСТВА
Романы Джонатана Коу часто считают отражением британского менталитета. Например, книга "Какое надувательство!", сделавшая его всемирно известным, стала для многих читателей образом Великобритании времен "тэтчеризма".
Как отметил писатель, по его произведениям можно судить о нравах британцев, но лишь в пределах среднего класса общества. "Все центральные персонажи моих книг имеют тенденцию к сходству: все они - довольно пассивные интеллигенты, разочарованные жизнью и собственными неудачами", - пояснил он.
Писатель рассказал, что все свои произведения очень долго вынашивает. Например, идея для "Клуба Ракалий" появилась еще во время учебы в школе, в 70-е.
Он признался, что с удовольствием вернулся бы в те годы. "В Великобритании того времени было гораздо больше социального единства, и я думаю, что большинство людей, даже если они были не очень богаты, находились под гораздо меньшим давлением и чувствовали себя свободнее", - отметил писатель.
Он добавил, что, несомненно, "сейчас есть некоторые улучшения, прежде всего, связанные с технологиями, опять же рестораны и магазины явно стали краше", но, по его мнению, "Великобритания в те дни была более счастливой страной, более единой, и материальная сторона в жизни все же не занимала так много места, как сейчас".
"Кроме всего прочего, мне снова было бы 16", - отметил Коу, который, по его признанию, именно в этом возрасте создал свой первый роман.
ЛИТЕРАТУРНОЕ БОГАТСТВО АНГЛИИ
Сам писатель, которого современная британская пресса сравнивает с Голсуорси, Диккенсом и Уайльдом, принадлежит к числу тех счастливчиков, кто может жить на доходы от своего творчества. Однако первоначально он зарабатывал средства на жизнь другими способами - работал корректором, профессиональным музыкантом (писал музыку для кабаре) и музыкальным журналистом, после университета преподавал английскую поэзию.
По его словам, "богатство в Англии распределено крайне неравно, в том числе и в литературе. Есть немногочисленное меньшинство, которое зарабатывает писательским ремеслом хорошие деньги и способно прожить на них. Большинство же вынуждены искать иные источники доходов - обычно это журналистика или преподавание".
"Я начала писать, когда мне было восемь лет. Постепенно мои рассказы становились все более и более длинными, пока я не понял - мне тогда было 16 лет, - что я написал свой первый роман. И только когда мне исполнилось 25, у меня появился шанс издать первую книгу. Это был роман "Случайная женщина", - сказал он.
Однако, по его словам, прошло еще семь лет, прежде, чем у него появилось международное признание. После выхода четвертого романа - "Какое надувательство!", посвященного времени правления Маргарет Тэтчер, Коу смог содержать себя и свою семью исключительно писательством.
В заключении Коу отметил, что, по его мнению, "мир еще никогда не нуждался так сильно в больших романах, как в наши дни". Он хотел бы, чтобы люди не отворачивались от книг. Писатель считает, что при засилии более усваиваемых форм развлечения - кино, музыки и ТВ - все это "очень скоротечно", и, в отличие от книг, "оставляет в человеке слишком слабый след".