Рейтинг@Mail.ru
Новая российская космическая станция. Есть вопросы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новая российская космическая станция. Есть вопросы

© Иллюстрация РИА НовостиЕсть информация о том, что Роскосмос возобновил конкурс на разработку современного космического корабля. Но не случится ли с ним тех же «неприятностей», что постигли фаворита предыдущего конкурса – корабля «Клипер»?
Есть информация о том, что Роскосмос возобновил конкурс на разработку современного космического корабля. Но не случится ли с ним тех же «неприятностей», что постигли  фаворита предыдущего конкурса – корабля «Клипер»?
Читать ria.ru в
Дзен
Однако и сегодня пилотируемая космонавтика, а значит, и создание новых орбитальных комплексов рассматривается в большинстве случаев как «лицо страны». Именно так высказывался на авторитетном форуме по проблемам отечественного космоса под эгидой «Российской газеты» Алексей Краснов.

Андрей Кисляков  для РИА Новости.

Похоже, дело международной космической станции (МКС) находит продолжение. Во всяком случае, в России. Согласно заявлению руководителя пилотируемых программ Роскосмоса Алексея Краснова, «в среднесрочной перспективе мы предлагаем правительству реализовать в 20-е годы этого столетия экспериментальный низкоорбитальный комплекс, который позволит собирать космические аппараты для лунной экспедиции, а потом, не исключено, по марсианской программе».

Давайте будем откровенными. В СССР все без исключения пилотируемые проекты во многом, если не в главном, имели политическую подоплеку, т.е. велось непрекращающееся соревнование-противостояние с Америкой за  первенство в космосе. Чем больше космонавтов побывало на орбите, чем больше времени они там провели, тем, якобы, выразительнее наш космический образ и явственнее наше превосходство. Кстати, американцы отнюдь не собирались отставать, и многие годы исповедовали точно такую же философию в отношении  своих пилотируемых программ.

Однако и сегодня пилотируемая космонавтика, а значит, и создание новых орбитальных комплексов рассматривается в большинстве случаев как «лицо страны». Именно так высказывался на авторитетном  форуме по проблемам отечественного космоса под эгидой «Российской газеты» Алексей Краснов.

Но разве лики, например, Швейцарии или Италии, во всю использующие мировые достижения в области космоса, тускнеют без собственных космических кораблей и станций? Что такого страшного творится с образами французов и англичан, имеющих мощные собственные научно-исследовательские и практические космические программы, но воздерживающиеся от активной разработки пилотируемых аппаратов?
Так что рассматривать необходимость иметь пилотируемый  космос только ради престижа в наш прагматичный век вряд ли целесообразно.
Тогда что? А все остальное, чем сильны в принципе пилотируемые программы. Например, по убеждению такого заслуженного профи, как космонавт Владимир Соловьев, руководитель полета российского сегмента МКС, «вся основная аппаратура, используемая на автоматах, отрабатывается и создается на пилотируемых станциях. И только потом эти приборы могут надежно работать на спутниках».

Прекрасно зарекомендовал себя  на примере американских астронавтов  способ орбитального ремонта спутников. Скорее всего, многотонные спутниковые многофункциональные системы недалекого будущего просто не смогут существовать без регламентных работ, которые должны осуществлять космонавты. И сборочно-экспериментальные комплексы на орбите вокруг Земли отнюдь не фантастический проект, а один из реальных методов проведения дальних космических экспедиций. 

Чтобы реализовать возможности пилотируемых полетов, требуется соответствующая общегосударственная  концепция. Тогда, по  мнению космонавта, профессора МГУ Юрия Батурина, мы сможем отойти от «спортивных показателей в космонавтике, которыми, сегодня, к тому же, никого не удивишь.

Отвечая на вопрос, есть ли у России четкая государственная стратегия в области космоса, Батурин честно признается: «На мой взгляд, ясной, открытой - нет. По крайней мере, обществу она не представлена. Построить новый корабль на шесть мест к такому-то году? Или космодром Восточный к такому-то сроку? Государственная стратегия не в этом. Она состоит в том, чем и как космонавтика может помочь в решении государственных задач страны. Для этого должны быть хорошие научно-технические прогнозы… Должно быть четкое представление: куда лететь на этом корабле? Как долго? Зачем?».

К сожалению, далеко не все ясно и с «частностями», без которых  невозможно серьезно говорить о разработке новых орбитальных объектов. До сих пор неизвестно, как сложится судьба перспективной транспортной системы, создание которой оттягивается год от года. Есть, правда информация о том, что Роскосмос возобновил конкурс на разработку современного космического корабля. Но не случится ли с ним тех же «неприятностей», что постигли  фаворита предыдущего конкурса – корабля «Клипер»?

И еще. На сегодняшний день далеко не все ясно с программой МКС. Ведь, по словам Краснова, «эта базовая программа пилотируемой космонавтики. Мы  выходим на этап эксплуатации станции…».

Получается, что с МКС еще работать и работать, тем более, что ее эксплуатацию собираются продлить еще надолго после 2015 г. С научной точки зрения эта станция себя пока, если и проявила, то далеко не ярко. По данным академика РАН Николая Анфимова, выполнено всего 20% от запланированных научных проектов.

Так, хватит ли ресурсов  в обозримом будущем на эффективное использование старого и серьезную проработку нового? Причем, собственных сил (во всяком случае, сегодня и в обозримой перспективе) на реализацию крупных пилотируемых программ явно остается  немного. Алексей Краснов констатирует, что не подпиши мы с американцами контракт о доставке их астронавтов на станцию после деактивации шаттлов, «мы  тут же поставим крест на всей программе МКС».

Все-таки серьезно обсуждать  крупное дело, да еще космического масштаба невозможно без четкой государственной политики  и наличия соответствующих условий. Собственно, так себе пока и  представляет  будущую преемницу МКС руководитель Роскосмоса  Анатолий Перминов. Отвечая на вопрос, что это будет за станция, сугубо российская или международная, он ответил, - «Все зависит от финансирования, состояния на тот период международного сотрудничества в пилотируемой космонавтике и перспективных проектов в этой области».                

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала