Владимир Мытарев, специально для РИА Новости.
Сколько еще сидеть в яме мирового финансового кризиса? Не оправдается ли предсказание Ежи Леца, что докопавшись до дна ямы, мы услышим, как снизу постучат? И что собирается делать правительство, чтобы нас из этой ямы вытащить?
К сожалению, прогнозы финансово-экономического блока правительства на этот счет неутешительны. В прошедшую пятницу это подтвердил и «главный по кризису» в правительстве, первый вице-премьер Игорь Шувалов – нас ждут по крайней мере три «тощих» года. Пожалуй, только бывший министр экономики Герман Греф в Давосе предрек более длительный путь выхода из кризиса – за 4 года. Но суть не в сроке, хотя, если честно, то коренные изменения и за эти годы не произойдут, а экономическая отдача начнется еще позднее. Люди ждут не прогнозов, которыми щедро делятся специалисты и чиновники, а конкретных антикризисных мер.
На примере нашего правительства мы видим, как меняются антикризисные планы, адреса и объемы государственной поддержки, как пересчитываются прогнозные показатели, особенно чутко реагирующие на состояние нефтяной и валютной бирж. То же происходит и во всем мире. Так, администрация Барака Обамы планирует пересмотреть ход реализации антикризисной программы поддержки банков, на которую выделено 700 млрд. долларов и тут же срочно «проталкивает» новую, более дорогую программу. Не первый и не последний «план спасения» обсуждается в ЕС.
И нет ничего удивительного в том, что в программах меняются не только цифры, но и принципы распределения денег, новые источники их поступления. В частности, в последней статье министра финансов Алексея Кудрина «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию», опубликованной в академическом журнале «Вопросы экономики», излагаются основы новой антикризисной политики правительства. Детали, надо полагать, появятся в очередной плане правительства, но и он - в очередной раз – не станет панацеей, раз и навсегда закрывающей саму тему кризиса. Достаточно, что на «правительственном часе» в прошедшую пятницу министры подтвердили, что на антикризисные меры уже потрачено из бюджета 1,145 триллиона рублей, а значительная часть национальных фондов будет истрачена в 2009 году на покрытие дефицита бюджета.
Однако уже сейчас ясно другое: правительство хорошо подготовилось к мировому финансовому кризису, не допустив в условиях падения цен на нефть одномоментной девальвации рубля. В отличие от кризиса 1998 г., это оказалось возможным благодаря «подушке безопасности» в виде Стабфонда. Сейчас в условиях тотального дефицита средств Стабфонд продолжает «питать» государственные антикризисные программы, позволяя усилить промышленность и банковскую систему, в полном объеме сохранить груз социальных обязательств перед бюджетниками и пенсионерами.
В свою очередь, досрочно выплаченные долги позволили России обойтись без рекомендаций МВФ и не висеть на волоске от экономического коллапса, как происходит сейчас с менее подготовившимися к кризису правительствами других, в том числе и развитых европейских стран. А если говорить об общем экономическом положении, то выросли за последние годы и ВВП страны, и благосостояние граждан. Вот только полной реструктуризации экономики так и не свершилось, хотя едва ли это могло произойти в столь короткий срок.
Каковы же ориентиры для выхода страны из кризиса? По мнению главы Минфина, главный враг сейчас – инфляция. И для ее сдерживания министр не только поддерживает заявленную политику ЦБ по сокращению роста денежной массы в 2009 и 2010-2011 годах, но и предлагает строже формировать бюджет. Чтобы бюджетные расходы стимулировали экономику, но не приводили к инфляционным волнам и внезапным пробоинам в бюджете. И уж, конечно, не ограничиваться только государственными «вливаниями», побуждать бизнес и самому расплачиваться за свои промахи. В поисках средств для покрытия дефицита бюджета Кудрин продолжает придерживаться мнения, что налоговые послабления не принесут пользы. А чтобы бороться с инфляцией в условиях продолжающегося дождя бюджетных денег для социальных нужд и бизнеса, министр финансов предлагает ужесточить адресность принимаемых мер и тщательно отбирать кандидатов на государственную поддержку.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции