МОСКВА, 2 фев - РИА Новости. Падению "Боинга-737-500", разбившегося в Перми 14 сентября прошлого года, способствовали техническая неисправность и особенности конструкции самолета, неправильные действия диспетчера, а также ошибки экипажа и состояние его командира, в тканях которого эксперты нашли алкоголь, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на участников расследования.
Самолет авиакомпании "Аэрофлот-Норд", выполнявший рейс из Москвы, разбился при повторном заходе на посадку, все находившиеся на борту 88 человек погибли. На прошлой неделе Межгосударственный авиационный комитет (МАК) объявил о завершении работы технической комиссии по расследованию катастрофы, но не обнародовал итоги.
Обнаружение алкоголя в мышечных тканях погибшего командира экипажа Родиона Медведева не свидетельствует о том, что летчик был пьян - это могло быть остаточным явлением после давних приемов спиртного или следствием употребления спиртосодержащих лекарств, сказали изданию эксперты. Все члены экипажа проходили предполетный медицинский контроль: их давление и пульс были в норме, от летчиков не пахло спиртным.
Кроме того, для оценки состояния человека важен не факт наличия алкоголя, а содержание этилового спирта на единицу массы тела. "Определить концентрацию алкоголя в промилле в теле Медведева и, соответственно, степень его опьянения не удалось. Сделать это можно было, выделив из останков кровь или мочу. Нам же пришлось работать только с биомассой, идентифицированной генетическим способом", - сообщили участники расследования.
Тем не менее большинство экспертов пришли к выводу о том, что свою последнюю посадку Родион Медведев совершал в некоем "болезненном" состоянии, отмечает "Коммерсант".
"Ты же сам видишь, что я не могу", - сказал командир экипажа, передавая штурвал своему напарнику, когда диспетчер в сложных метеоусловиях отправил самолет на второй круг и необходимо было, отключив автоматику, приступить к посадке по приборам.
24 восьмизначных числа
Команду руководителя полетов аэропорта Большое Савино Эрика Бикбова члены техкомиссии считают "необоснованной", поскольку он не только приказал экипажу совершить повторный заход, но и поменял ему посадочный курс.
"Для выполнения диспетчерской команды пилотам Boeing нужно было фактически задать автоматике машины новую посадочную программу, то есть вбить в память бортового компьютера географические координаты четырех новых контрольно-посадочных точек, а это 24 восьмизначных цифры. Делать это они за неимением времени не стали и "пошли в рукопашную" - стали сажать машину, перейдя на ручное управление и ориентируясь только на расположенные в кабине приборы", - сказал газете участник расследования.
По мнению специалистов, диспетчер имел право изменить условия посадки, но лишь в экстренной ситуации. Пермский же диспетчер задержал садящийся лайнер, предоставив полосу вылетающему Airbus компании Lufthansa, поскольку немецкий пилот посчитал нужным взлетать против ветра, пишет газета.
То, что руководитель полетов решил попридержать в воздухе российский экипаж, специалисты расценивают как нарушение неписаных правил в авиации, согласно которым пилот, находящийся в воздухе, имеет приоритет перед своими коллегами, ожидающими на земле.
Неуправляемый штопор
Одним из способствовавших катастрофе факторов, по данным экспертов, стал так называемый "разнотяг" на турбинах "Боинга" - правый двигатель развивал большую мощность. Автомат тяги компенсирует этот недостаток, перемещая рычаги управления двигателями (РУДы) по своей программе, но после отключения автоматики пилотам пришлось вручную выставлять режим работы двигателей.
По данным газеты, в качестве вещественного доказательства комиссия получила любительскую фотографию, сделанную в кабине летящего "Боинга" "Аэрофлот-Норда": на ней видно, что рычаги управления двигателями в прямолинейном полете стоят не вместе, а раздвинуты автоматикой для компенсации разнотяга.
Обычно летчик двигает РУДы одной рукой, полагая, что тяга турбин одинаковая и ее увеличение или уменьшение тоже будет происходить пропорционально, отмечает "Коммерсант". Но когда управлявший посадкой второй пилот Рустем Аллабердин переместил рычаги вперед, чтобы увеличить тягу, лайнер резко повело влево.
Пилоты не смогли определить, в какой именно крен они попали, добавили левый крен, после чего самолет сорвался в неуправляемый штопор.
Непривычный авиагоризонт
По мнению специалистов, пилотов мог сбить с толку непривычный им иностранный авиагоризонт - прибор, показывающий наклон самолета в продольной и поперечной плоскостях. Российский авиагоризонт имеет обратную индикацию - пилот в нем видит качающийся символ самолета на фоне неподвижного горизонта; иностранные же показывают реальный вид из кабины - качающийся горизонт.
Эксперты считают, что летчики "Аэрофлот-Норда" знали об особенностях авиагоризонтов, но эта индикация была для них непривычной, что сказалось в критической ситуации, когда для принятия решения есть несколько секунд.
Как сообщалось, экипаж не имел большого опыта полетов на "Боинге": первый пилот Родион Медведев почти все свои летные часы провел в кресле второго пилота Ту-134, а в качестве командира экипажа "Боинг-737" - 452 часа. Аллабердин налетал на машине этого типа 220 часов, а весь его внушительный летный стаж был набран в основном на Ан-24.
В авиакомпании "Аэрофлот-Норд" ("Аэрофлот" объявил о прекращении сотрудничества со своей "дочкой" сразу после катастрофы) отказались комментировать выводы технической комиссии, сославшись на то, что еще не получили их, сообщает издание.