МОСКВА, 1 фев - РИА Новости, Мария Ганиянц. Пятьдесят четвертая Брюссельская ярмарка антиквариата и изящных искусств (BRAFA ), проходившая с 23 января по 1 февраля, порадовала антикваров хорошими продажами, сообщил в интервью РИА Новости единственный российский участник мероприятия совладелец галереи Ravenscourt Максим Боксер.
"Эффект нынешней ярмарки превзошел все ожидания: количество посетителей приблизилось в этом году к 50 тысячам, и это не праздные люди, а те, кто так или иначе искусство собирают. У нас были довольно удачные продажи, да и у других участников к концу ярмарки настроение заметно улучшилось", - рассказал Боксер.
В этом году в BRAFA, третьей по величине европейской антикварной ярмарке в Европе, после Маастрихта и Парижской биеннале антикваров, приняли участие 130 галерей.
Ярмарка проходила на 12 тысячах квадратных метров выставочного центра Tour & Taxis. По мнению экспертов, ярмарка является барометром, по которому можно оценить экономическое положение отрасли.
Галерея Ravenscourt, основанная в 2001 Максимом Боксером и Елизаветой Мешквичевой в Москве и Лондоне, специализируется на импрессионистах, постимпрессионистах и русском искусстве XX века.
Несмотря на бойкие продажи, экономический кризис, по словам собеседника агентства, все же дал о себе знать: "Если смотреть по направлениям рынка, то в недорогом интерьерном его сегменте наблюдается значительное падение спроса, оно составило 50-70%. Зато коллекционные вещи продолжают пользоваться повышенным интересом со стороны покупателей, падения спроса и цен в этой области не наблюдается".
Боксер отметил, что стартовые цены нынешней ярмарки, за исключением шедевров, были ниже на 10-15 % по сравнению с прошлым годом.
"Мы довольны своими продажами: куплена скульптура постмодерниста Фернана Армана, успехом пользовались фотографии с видами конструктивистских зданий Петербурга Владислава Ефимова, а также большой интерес вызвала графика Натальи Гончаровой конца 20-х годов ХХ века", - пояснил Боксер.
Культпросвет
Собеседник агентства рассказал, что галерея Ravenscourt с самого начала преследовала не только коммерческую, сколько культрегерскую задачу. "На своем стенде мы включили в экспозицию работы не только западных, но и русских художников, заранее понимая, что с точки зрения покупки они мало кому будут интересны", - добавил он.
Боксер продолжил, что культурное значение Брюссельской ярмарки очень высоко. "BRAFA - это красивая экспозиция, музейные стенды, прикладное искусство, импрессионисты, старые мастера. С познавательной точки зрения посещение этой ярмарки равноценно посещению нескольких музеев", - уверен он.
Собеседник агентства отметил, что российские антикварные галереи пока не принимают участия в антикварных европейских ярмарках, и Ravenscourt проложил дорогу для российских антикваров.
"Русские антиквары не принимают участие в международных антикварных ярмарках, в том числе и из-за таможенных сложностей, а также по причине языкового барьера. Кроме того, многие антиквары занимаются искусством XIX века, которое до сих пор запрещено вывозить. Но, мы надеемся, что после нашего опыта потянутся и другие российские галеристы, для которых участие в подобных ярмарках интересно и полезно", - рассказал Боксер.
Хотя русских на ярмарке было мало, русского искусства было предостаточно: Domnique Hurtebize продавали полотна Андре Ланского, в галереи Beres - Павла Мансурова и Александру Экстер, у David Levy - коллаж Баранова-Россине, полотно Сержа Полякова и Алексея Явленского.