На проходящем в Москве Авиационном форуме "Россия и СНГ. Новые инвестиционные возможности и стратегии успеха" Ульяновская область представила планы формирования на территории региона "авиационного кластера". О том, почему руководство области намерено превратить Ульяновск в "авиационную столицу России", в интервью РИА Новости рассказал заместитель председателя правительства Ульяновской области Дмитрий Рябов:
- Сегодня Ульяновская область участвует в московском авиафоруме. Последуют ли за этим какие-либо мероприятия регионального или федерального уровня для позиционирования региона в качестве центра авиаиндустрии?
- Да, с 2010 года Ульяновская область планирует ежегодно проводить в Ульяновске собственный международный авиационный форум. Он станет первой в России федеральной публичной площадкой для обсуждения и продвижения крупных инвестиционных проектов в сфере гражданской авиации.
Проведение форума в Ульяновске позволит организовать эффективное взаимодействие и конструктивный диалог руководителей федеральных и региональных органов власти, российских и зарубежных представителей авиационной промышленности и авиаперевозчиков. Это позволит авиаперевозчикам, производителям авиационной техники и управляющим аэропортовой инфраструктурой скоординировано вырабатывать все необходимые решения.
- 20 января 2009 года правительство Ульяновской области подписало соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с ЗАО "Авиастар-СП". В чем важность сотрудничества с "Авиастаром" для области?
- Ульяновская область исторически является одним из центров авиастроения России. В конце 80-х годов прошлого века на ее территории был сооружен самый современный на тот период (да и на сегодняшний день) авиастроительный завод в стране – "Авиастар" . Именно здесь выпускался уникальный, крупнейший в мире транспортный самолет Ан-124-100 "Руслан". Ныне предприятие строит среднемагистральные пассажирские и грузовые самолеты семейства Ту-204. В этом году "Авиастар" выпустил семь самолетов, а в 2009 году планирует построить от 10 до 12 машин . ЗАО "Авиастар-СП" входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) и является ее центральной сборочной площадкой , в перспективе здесь планируется начать производство самолетов Ил-76.
Производственные планы предприятия свидетельствуют о том, что последствия мирового финансового кризиса на "Авиастаре" не отразились. Кроме того, надо отметить, что компания входит в составе ОАК в список системообразующих предприятий, которые могут рассчитывать на первоочередную государственную поддержку.
В соответствии с соглашением, поддержка, которую правительство области окажет "Авиастару", включает налоговые и имущественные льготы, защиту интересов предприятия на федеральном уровне, помощь в решении социальных и жилищных проблем работников авиазавода. За счет налоговых льгот, других преференций, обустройства регионом социальной и дорожной инфраструктуры, предприятие прямо и косвенно получает от Ульяновской области поддержку в размере до миллиарда рублей. В свою очередь, "Авиастар" обязуется обеспечивать производство воздушных судов в запланированном объеме. Помимо этого, предприятие должно обеспечить рост и своевременное перечисление налоговых платежей в бюджеты всех уровней, своевременную выплату зарплаты работникам и ее повышение.
- Какие еще основания есть у Ульяновской области для того, чтобы называться "авиационной столицей России"?
- Помимо выпуска самолетов, у нас развито производство авиационных компонентов. Так, ОАО "УТЕС" – одно из ведущих предприятий аэрокосмической отрасли. Его продукция включает аэрометрическое оборудование для измерения высотно-скоростных параметров полета, системы воздушных сигналов, звездно-солнечные ориентиры, информационные комплексы воздушных сигналов, системы обеспечения безопасности воздушных судов, контрольно-проверочную аппаратуру и многое другое. Приборы, выпускаемые предприятием, устанавливаются на все самолеты и вертолеты гражданского назначения, выпускаемые в России и странах СНГ.
На ОАО "Ульяновское конструкторское бюро приборостроения" организовано производство авионики. Предприятие разрабатывает и выпускает широкий спектр авиационных приборов: датчики, сигнализаторы, указатели высоко-скоростных параметров, магнитные и астрономические компасы, системы электронной индикации и другие компоненты.
Кроме того, в Ульяновской области есть два аэропорта, один из которых обладает уникальной взлетно-посадочной полосой, позволяющей принимать любые виды самолетов, даже космические челноки.
В Ульяновске базируются два крупнейших грузовых авиаперевозчика – мировой лидер в области авиаперевозок тяжелых и негабаритных грузов ГК "Волга-Днепр" и компания "Полет". "Волга-Днепр" осуществляет чартерные грузовые авиаперевозки рамповыми самолетами Ан124-100 "Руслан", Ил-76 ТД, а также регулярные грузоперевозки самолетами "Боинг-747" практически в любую точку земного шара и обеспечивает сложнейшие логистические программы для большинства отраслей мировой экономики. Авиакомпания сертифицирована на обслуживание всех стадий полного производственного цикла: от подготовки летных экипажей и выполнения международных полетов до проведения любых видов технического обслуживания воздушных судов.
Наконец, нельзя не упомянуть наши инвестиционные проекты - создание экономической зоны портового типа на базе аэропорта Ульяновск Восточный и налаживание производства самолетов европейского уровня "Эклипс-500". Это крупнейшие проекты развития областного "авиационного кластера" области.
Концентрация всех этих факторов, имеющих не только федеральное, но и международное значение позволит нам с уверенностью назвать себя авиационной столицей России.