МОСКВА, 29 янв - РИА Новости. Российская премьера Пятого фортепианного концерта Рахманинова в исполнении пианиста-виртуоза Дениса Мацуева и Национального филармонического оркестра России под управлением маэстро Владимира Спивакова состоится в Большом зале консерватории в понедельник.
"Этот концерт - транскрипция на Вторую симфонию Рахманинова. Переложение принадлежит перу замечательного композитора и пианиста Александра Варенберга, который четыре части симфонии скомпоновал в три, традиционные для концертного жанра", - рассказал в интервью РИА Новости Мацуев.
По словам пианиста, исполнить премьеру предложил ему внук Рахманинова - Александр Борисович, которому Варенберг показал новое произведение.
"Я понял, что это огромный риск, и сначала отнесся к этому скептически. Дело в том, что практически никому не удавалось сделать транскрипции на музыку Рахманинова, тем более на Вторую симфонию, и тем более, что речь о фортепианном концерте", - рассказал Мацуев.
"Но потом я услышал запись, где играл сам Варенберг с каким-то оркестром, и понял, что должен это сделать. Это было настолько попаданием в десятку, в точку - когда я это слушал, то у меня сложилось ощущение, что я слушаю не симфонию, а новый фортепианный концерт", - признался музыкант.
Мацуев согласился исполнить "новый концерт", хотя считал это мероприятие "авантюрой".
"Ноты попали ко мне в руки за восемь дней до концерта во Франции, где должна была состояться мировая премьера. В это время я был еще на гастролях, поэтому разучивать материал пришлось в экстремальном режиме", - рассказал пианист.
Мировая премьера
Впервые Пятый фортепианный концерт Рахманинова был исполнен Мацуевым и Филармоническим оркестром Радио Франс под управлением маэстро Владимира Спивакова в парижском зале Pleyel 21 ноября 2008 года.
"Пока это единственное исполнение этого концерта в мире. Он прошел с большим успехом, хотя был для нас большим риском: играть в Париже премьеру Рахманинова, да еще и только что выученную - никто не знал, чем все это закончится. В итоге поднялся большой шум, несмотря на то, что шум в Париже в нынешние времена вызвать очень сложно", - рассказал музыкант.
"Слава богу, помидорами не закидали. Мало того, после премьеры вышло множество восторженных рецензий, и тогда стало понятно, что мы со Спиваковым не прогадали", - поделился он.
Сложности перевода
По словам Мацуева, при подготовке мировой премьеры они с французским оркестром столкнулись с проблемой - "эту музыку нужно играть не как симфонию, а как концерт".
"Тематический материал не изменен, но другая сама структура - оркестр аккомпанирует солисту, и в этом для оркестра существуют большие проблемы", - объяснил пианист.
Несмотря на непростую адаптацию французского оркестра к новой музыке, Мацуев не сомневается, что при подготовке к российской премьере вместе с Национальным филармоническим оркестром России и Владимиром Спиваковым сложностей не возникнет.
"С французским оркестром мы решили эти проблемы минут за 15, а с одним из лучших коллективов мира, который создал Владимир Теодорович, мы разберемся гораздо быстрее", - уверен музыкант.
Он отметил, что в дальнейшем он вместе с Национальным филармоническим оркестром России будет играть новое произведение в американском туре.
Цена + качество = любовь публики
Российская премьера Пятого фортепианного концерта Рахманинова состоится в рамках персонального абонемента Мацуева в Московской филармонии.
"Для меня это очень важно, потому что этим абонементом я удерживаю ту часть аудитории, которая меня воспитала. На фоне того, что сейчас происходит в концертной жизни Москвы, очень сложно понять, какая публика туда ходит, но я точно знаю, кто ходит на мой абонемент", - объяснил пианист.
В своем абонементе Мацуев старается придерживаться демократичной ценовой политики.
"Когда есть большое имя - не проблема собрать большой зал, но я не добиваюсь, чтобы цены на мои концерты достигали умопомрачительных цифр - так я могу потерять мою аудиторию, которая не может заплатить больших денег. Вот для этих людей я держу свой абонемент", - сказал он.
Однако, по словам музыканта, "цены на абонемент не означают того, что там все будет скромно".
"За три года в этом проекте приняли участие Темирканов, Спиваков, Федосеев, Плетнев, Горенштейн. А на первый концерт этого года я привез Симфонический оркестр Артуро Тосканини с дирижером Лорином Маазелем", - рассказал музыкант.
"Для меня этот абонемент очень дорог, к каждому его концерту я отношусь очень персонально и пытаюсь удивить мою публику, которую люблю и ради которой выхожу на сцену", - заключил он.
Под знаком Рахманинова
Взлет международной творческой карьеры Мацуева стремительно начался после его триумфальной победы на XI Международном конкурсе имени Чайковского в Москве.
Сегодня выступления Мацуева расписаны на несколько лет вперед, а всемирно известные оркестры и дирижеры мира почитают за честь выступать с ним.
С неизменным успехом проходят сольные выступления пианиста на сценах самых престижных концертных залов Нью-Йорка, Вашингтона, Парижа, Зальцбурга, Гамбурга, Вены, Лондона, Милана и, конечно, Санкт-Петербурга и Москвы.
Кроме того, по словам музыканта, "последние три года проходят под знаком Рахманинова".
Мацуев активно сотрудничает с внуком Рахманинова, стал вице-президентом Фонда Рахманинова, а в начале 2008 года записал пластинку "Неизвестный Рахманинов" (Unknown Rachmaninov), на которой представлены недавно обнаруженные и никогда ранее не исполнявшиеся произведения знаменитого композитора.
Интересно, что пластинка записана Мацуевым на рояле композитора на швейцарской вилле "Синар", где Рахманинов прожил с 1929-го по 1940-й годы.