Рейтинг@Mail.ru
Роботизированное небо войны: значение беспилотников - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Роботизированное небо войны: значение беспилотников

© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанкТретий Московский международный форум и выставка «Беспилотные многоцелевые комплексы» - «UVS - TECH 2009»
Третий Московский международный форум и выставка «Беспилотные многоцелевые комплексы» - «UVS - TECH 2009»
Читать ria.ru в
Открывшаяся в Москве выставка беспилотных многоцелевых комплексов UVS-Tech-2009 показывает, как возросла роль подобных технологий в современных армиях. Особенно актуальной эта тема стала сейчас, после Пятидневной войны России и Грузии, и операции ЦАХАЛа – израильских ВС - в секторе Газа.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Открывшаяся в Москве выставка беспилотных многоцелевых комплексов UVS-Tech-2009 показывает, как возросла роль подобных технологий в современных армиях. Особенно актуальной эта тема стала сейчас, после Пятидневной войны России и Грузии, и операции ЦАХАЛа – израильских ВС - в секторе Газа. В обоих этих конфликтах применялись такие машины – причем в российско-грузинском с обеих сторон, а представители вооруженных сил России после окончания конфликта с Грузией заговорили о возможности приобретения израильских аппаратов.

Беспилотники, или, употребляя абрревиатуру – БПЛА (беспилотный летательный аппарат), долгое время бывшие экзотикой, доступной лишь для самых богатых стран, в настоящее время, с развитием техники, становятся все более распространенными. Для ряда стран третьего мира дешевые БПЛА – единственная альтернатива дорогостоящим самолетам, требующим дорогостоящих же пилотов и соответствующей инфраструктуры.

От самолетов, помимо отсутствия пилота, БПЛА отличаются меньшими размерами, стоимостью, простотой в обслуживании. Нетребовательность беспилотников к наземной инфраструктуре – вся необходимая аппаратура, как правило, умещается в 1-2 автомобилях – позволяет использовать их достаточно широко даже в условиях крайней стесненности в средствах, исключающей постройку и поддержание аэродромов для боевых самолетов.

Отсутствие пилота позволяет использовать БПЛА для выполнения  рискованных заданий без опасений по поводу возможных потерь ценных квалифицированных военных специалистов, какими являются летчики.

Эти и ряд других факторов привели к резкому росту спроса на БПЛА, и как следствие – росту числа стран и предприятий, разрабатывающих данные аппараты. В первую очередь, конечно, это коснулось наиболее развитых в технологическом отношении государств – США, Японии, России, стран Западной Европы, Израиля.

Вслед за перечисленными странами потянулись государства второго эшелона – такие, как Китай, Индия, Иран, ЮАР и другие, которые также начали разрабатывать и производить собственные БПЛА.

Большинство из этих аппаратов представляют собой, в сущности, несколько увеличенные в размерах летающие модели, которые в советское время строились школьниками в кружках ДОСААФ и дворцах пионеров.

Эти машины, часто способные запускаться «с руки» или с простейших компактных пусковых установок, монтируемых на легковых автомобилях, могут развивать скорость до 100-200 километров в час и несут полезную нагрузку от нескольких сотен граммов до нескольких килограммов. Как правило, в качестве нагрузки используется разведывательное оборудование – видеокамеры, пеленгаторы, радиоаппаратура и другие устройства.

Такие аппараты способны обеспечить тактическую разведку, значительно повысив возможности сухопутных войск, даже малочисленных и плохо вооруженных.

Следующим звеном являются аппараты средних размеров, весящие уже по нескольку сотен килограммов и способные находиться в воздухе продолжительное время.

Они могут использоваться для длительного патрулирования в районах конфликтов, их аппаратура позволяет передавать информацию в режиме реального времени, а использование композитных материалов делает БПЛА малозаметными для радаров. С их помощью можно выполнять довольно сложные задачи – например, корректировку огня частей дальнобойной артиллерии при стрельбе по закрытой цели в режиме реального времени, что прежде было неосуществимо без участия человека. Высшим классом являются тяжелые аппараты оперативно-стратегического назначения, подобные американским Global Hawk. Оснащенные дорогостоящей оптико-электронной аппаратурой и радарами, они способны полноценно заменить еще более дорогостоящие разведывательные самолеты, без которых не обходится ни одна современная войсковая операция. Малозаметность, в сочетании со способностью находиться в воздухе десятки часов подряд, делает эти аппараты поистине универсальными.

К высшему разряду беспилотников относятся также боевые БПЛА, способные нести управляемое вооружение. С помощью этих аппаратов решаются одновременно две главные задачи боя – обнаружение цели и ее поражение, что позволяет бороться даже с высокомобильными целями, способными в случае обнаружения, скажем, разведывательным самолетом быстро сменить позицию, не дожидаясь ракетно-бомбового удара. Их применение, впрочем, еще долго будет ограниченным – по возможностям поражения целей самолеты пока дают беспилотным аппаратам большую фору.

БПЛА могут выполнять также и многие другие функции помимо перечисленных – включая обеспечение связи и координацию действия различных подразделений на ТВД, патрулирования особо охраняемых объектов, поиск пилотов сбитых самолетов и вертолетов, и так далее.
К сожалению, российская армия пока использует беспилотники далеко не в той степени, что остальные развитые страны. О возможностях США или Израиля, которые активно задействуют БПЛА для корректировки артиллерийских и авиаударов в реальном времени, а зачастую и для уничтожения точечных целей с помощью собственного вооружения, нашим военным пока приходится только мечтать. Имеющиеся в строю БПЛА (например, «Пчела») могут использоваться для разведки над полем боя и в ближнем тылу, но даже таких аппаратов совершенно недостаточно.

Следует понимать, что так же как и многие другие виды вооружения, современные беспилотники, несмотря на зачастую обманчиво-простой внешний вид (маленький самолетик и пара машин) представляют собой достаточно сложный комплекс – включающий также наземную аппаратуру и оборудование, установленное на самих аппаратах. Кроме того, говоря о таких возможностях БПЛА, как корректировка артиллерийского огня в режиме реального времени, следует иметь в виду необходимость разработки соответствующей аппаратуры для артиллеристов, позволяющей взаимодействовать с беспилотниками. Тут речь идет в том числе о современной аппаратуре связи, спутниковой навигации и другом оборудовании. Выставка UVS-Tech-2009 – хорошая возможность понять эту реальность.

А также понять, насколько сильно БПЛА, как и ряд других проектов – например, проект истребителя пятого поколения –зависят от уровня технологического развития страны. Небольшая страна типа Грузии или другой подобной может в какой то мере решить проблемы вооруженных сил, приобретя энное количество аппаратов с необходимым оборудованием, но для оснащения вооруженных сил, подобных российским, необходимы сотни аппаратов различного назначения, с большим количеством сопутствующей техники. Создание такого семейства БПЛА займет многие годы и потребует изрядных финансовых вливаний. При этом покупка нескольких израильских аппаратов для изучения и копирования не даст большого эффекта, хотя, конечно, будет полезна – с целью понимания принципов работы современных западных БПЛА и архитектуры комплексов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала