Председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев в интервью РИА Новости объяснил, почему пока рано говорить о строительстве в России платных автомобильных дорог и рассказал о дальнейшей судьбе законопроекта о создании государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), рассмотрение которого в первом чтении Госдума неоднократно переносила, а в итоге было принято решение перенести его в новой редакции.
- Сергей Николаевич, в Госдуме находится важный законопроект о создании госкомпании "Автодор", однако сначала документ сняли с рассмотрения прямо на заседании палаты, затем несколько раз переносили рассмотрение, а теперь стало известно, что авторы будут его перевносить. Можете объяснить, почему было принято такое решение?
- Законопроект так много раз переносили, потому что вынесение его на Совет Думы и планирование его рассмотрения на пленарном заседании предполагало, что к первому чтению будут учтены все поправки и устранены разногласия между профильными министерствами и ведомствами, которых принятие этого законопроекта, так или иначе, затрагивает и которые будут вовлечены в процесс работы будущей госкомпании "Автодор".
Но, насколько я понимаю, эти разногласия носят системный характер и неустранимы в рамках поправок, то есть они в разумные сроки и в каком-то конструктивном формате разрешены быть не могут. Вот это, наверное, и привело к тому, что разработчиками было заявлено о новой редакции законопроекта.
- А какие именно замечания были к тексту законопроекта?
- Одно из принципиальных замечаний, в частности, комитета Госдумы по транспорту - это организационно-правовая форма, которая была выбрана. Мало того, что это некоммерческая организация, так это еще и государственная некоммерческая организация, такой формы вообще не существует. Для того чтобы ввести такую организационно-правовую форму, необходимо вносить изменения в закон о некоммерческих организациях.
Принципиальное несогласие - еще и в том, что в каждой экономической, хозяйственной части этого законопроекта очень много говориться о том, что корпорация "Автодор" будет сама зарабатывать деньги, она будет извлекать прибыль и вообще вся ее деятельность должна быть прибыльной. Тогда для чего выбирается совершенно неудачная форма "некоммерческая организация"? Ведь подобные организации создаются не для извлечения прибыли, а для совершенно иных целей.
И подобные концептуальные замечания есть не только у нашего комитета и правового управления Администрации Президента, но у Министерства финансов, и у Федеральной антимонопольной службы, и думаю, что они есть и у Министерства экономического развития.
- Многие говорят о том, что законопроект о создании "Автодора" является развитием принятого ранее закона о концессионных соглашениях. Как это нашло отражение в тексте законопроекта?
- Действительно, активно используется тезис о том, что законопроект появился в развитие закона о концессионных соглашениях. Но дело в том, что это развитие очень слабо там прописано. Мы ждали от этого закона четко прописанных механизмов привлечения инвесторов, как российских, так и зарубежных, механизма возврата средств. Но этого в тексте закона нет.
- Получается, что идея создания такой госкомпании была не очень удачной?
- Наоборот, сама идея очень правильная, очень разумная и нужная, потому что нужна некая новая компания для того, чтобы реализовывать идею массового строительства качественных дорог.
Это закон, на мой взгляд, очень важный еще и потому, что при создании "Автодора" будут созданы сотни тысяч рабочих мест. А эта тема становится особенно актуальна в период кризиса.
- Когда же ожидать внесения новой редакции законопроекта? И кто выступит ее разработчиком?
- Я считаю, что его нужно заново вносить как можно скорее и работать над ним день и ночь, потому что отсутствие этой компании, отсутствие закона, регулирующего ее деятельность, промедление с ее созданием смерти подобно. Это недопустимо, это неразумно, это неправильно.
По поводу того, кто будет разрабатывать новую редакцию. Я думаю, что это будут делать нынешние разработчики, но я бы рекомендовал Минтрансу создать по аналогии с антикризисным штабом рабочую группу, в которую бы вошли специалисты и практики, которые могли бы собраться, заново изложить техническое задание и подумать, какими силами и средствами сделать новую редакцию, учитывающую и замечания и требования времени.
- Сколько, по Вашему мнению, потребуется на это времени?
- Месяца, на мой взгляд, хватит, чтобы его доработать и перевнести. Хотя это можно сделать и за две недели. Если работать над ним, что называется, засучив рукава, то и двух недель достаточно.
- В старой редакции законопроекта идет речь о том, что "Автодор" будет строить платные дороги. Когда такие дороги могут появиться в России?
- Законопроект готовился в то время, когда мы еще не вошли в так называемую тяжелую стадию кризисной ситуации. Сейчас же новые реалии диктуют новые условия. Во время кризиса, во время падения уровня дохода граждан, я бы очень деликатно касался темы платных дорог. Сейчас не время эксплуатировать этот тезис, сейчас время создавать качественные бесплатные, доступные дороги.