Рейтинг@Mail.ru
Танцы на локтях - РИА Новости, 27.01.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Танцы на локтях

© РИА НовостиДмитрий Соколов-Митрич
Дмитрий Соколов-Митрич
Читать ria.ru в
Дзен
У меня никогда не было и нет ощущения, что Москва — это поле боя без правил. Оглядываясь вокруг, я вижу знакомых людей, которые тоже добились относительного успеха, а некоторые даже взобрались на высшие ступени общества, не оставив отпечатка своей подошвы ни на одной голове. Доктор, может со всеми нами что-то не так?!

В новогодние каникулы я целую неделю проторчал дома и много смотрел телевизор. Там, за экраном, оказывается, очень сильно все изменилось. Телевизор, как выясняется, живет своей жизнью и не обращает никакого внимания на нас — обычных, живых, объемных, мягких человечков.

Весь телевизионный дискурс можно свести к десятку типовых установок, которые сменяют друг друга, застревая в наших головах и погружая нас в состояния противоречия с тем, что мы видим вокруг. Одна из этих установок звучит примерно так: жизнь — жестокая штука, в которой можно добиться успеха только в том случае, если ты умеешь работать локтями, зубами, а еще лучше — идти по головам, точнее — трупам.
«Дорогуша моя, это Москва, - говорит одна героиня сериала другой героине. - Тут либо ты, либо тебя».

Переключаю канал. Через пять минут слышу то же самое: «Ты чего сюда приехал на звездное небо смотреть?! Это Москва, дружок! Большой и жестокий город. Если у тебя нет собственных зубов, покупай вставную челюсть, да покрепче»...

Сбегаю на вроде бы любимую передачу. Снова здорово: «...Мегаполис встретил молодого артиста неприветливо. Очень скоро он понял, что такое цена успеха. Еще через некоторое время стало ясно, что эту цену надо платить, иначе ты сам станешь разменной монетой».
Когда слышишь такое от соседа по шумной компании, то можно с ним поспорить. Но с телевизором спорить трудно, телевизор — это игра в одни ворота, причем эти ворота — твоя собственная голова и вратарь не всегда похож на Рината Дасаева.

Я, наверное, какой-то недоразвитый, потому что у меня никогда не было и нет ощущения, что Москва — это поле боя без правил. И хотя мне вроде как удалось достичь относительного успеха, мои локти остались нежными, зубы молочными, а мозги - подростковыми. Оглядываясь вокруг, я вижу знакомых людей, которые тоже добились относительного успеха, а некоторые даже взобрались на высшие ступени общества, не оставив отпечатка своей подошвы ни на одной голове. Доктор, может со всеми нами что-то не так?!

Вместе с тем я могу вспомнить если не фамилии, то хотя бы имена и лица других знакомых. На старте жизни они очень звонко лязгали зубами, любили произносить ницшеанские мудрости и поплевывали глазами на окружающих. Ну, и где теперь эти люди? В лучшем случае — удачно вступили в брак и затаились в каком-нибудь ближнеподмосковном особняке. В худшем — спились, застряли в менеджерах нижнего звена или эмигрировали, но и за границей не нашли себе применения. Иногда выходят на связь через блог и либо пышут злобой, либо просят денег взаймы.

Нет, наверное, мы, более-менее успешные люди, все-таки не совсем идиоты. Просто в современном мире грубое хищничество — не лучший способ достижения успеха. Хищник не видит своего пути дальше ближайшей добычи. Пока он за ней гоняется, убивает (если догонит), переваривает - более мирные животные уходят далеко вперед. Успех — это прежде всего умение мыслить стратегически и видеть ситуацию на несколько ходов вперед. Абсолютное большинство людей не обладает шахматными добродетелями, но все равно добивается успеха. Почему? Потому что мыслить стратегически можно не только умом, но и сердцем. Даже если у тебя слабый рассудок, который требует: «Кинь вот этого человека — заработаешь миллион», сердце все равно вовремя подсказывает, что эта дорога ведет в микрорайон неудачников. Миллион рано или поздно кончится, репутационный ресурс тоже ограничен. Кинешь раз, кинешь два - и что дальше?

Да, Москва — это не Васюковка , где все друг друга знают. Почему жители провинции порядочнее, чем обитатели мегаполиса? Потому что репутация там стоит дороже. В большом городе ты можешь сделать бяку и уйти работать в другую фирму. Или даже сделать пять-шесть бяк и уйти в другую сферу деятельности. Искусно мигрируя на рынке труда, ты можешь даже делать бяки всю жизнь. В маленьком же городе кинуть можно только один раз, в крайнем случае — два. Все. После этого на тебе стоит клеймо зачумленного и единственный путь — или уезжать, или становиться постоянным клиентом ближайшей точки самогоноварения.

Но и в Москве не стоит забывать о деревенских мудростях. Тактика продвижения по жизни от одной подлости к другой дает худосочный плоды: ты нигде всерьез не реализуешься. Москва слезам не верит, но дерьму она верит еще меньше. Воля, талант, целеустремленность, терпение, прагматизм, романтизм, надежность, общительность, умение работать в команде и, наконец, честность — вот составляющие успеха. А зубы и локти — это удел слабых. Больше всего зубастых людей я видел в тюрьме. Когда они улыбаются, ничего, кроме зубов, не видно, потому что все остальное у них уже мертво.

«Honesty is the best policy» - к сожалению, у нас пока нет аналога этой поговорки. Наверное, потому, что в истории России не так много было периодов, когда свободные люди вступали друг с другом в свободные, взаимовыгодные отношения. Ближайший родственник по Словарю фразеологизмов — идиома про хитрую часть тела, на которую всегда найдется другая часть тела с винтом — все-таки немного о другом. Она имеет ярко выраженный соревновательный и карательный характер. В англоязычной же версии «best policy» - это такая «полиси», от которой хорошо обеим сторонам партнерства.

Но я уверен, что эта мудрость уже сформировалась в наших мозгах, она лишь мучительно подбирает точные и яркие слова для того, чтобы пойти гулять по языкам и текстам. И, наверное, эти слова уже давно были бы найдены, если бы нервные сценаристы телесериалов и ток-шоу не сбивали с толку. Ну, все, я пошел смотреть «Культуру», там Глен Гульд играет Баха. Великий исполнитель, успешный еще при жизни, а что он сделал для своего величия? Просто играл на инструменте. Ничего вокруг не видел — играл и все. Кстати, пианистам локти ни в коем случае нельзя растопыривать — это пагубно сказывается на беглости пальцев. Музыкант с растопыренными локтями никогда не добьется успеха. Это мне еще мой преподаватель в музыкальной школе говорила. Наталья Николаевна.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала