Рейтинг@Mail.ru
Упование на невозможное - РИА Новости, 26.01.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Упование на невозможное

© РИА НовостиАлександр Архангельский
Александр Архангельский
Читать ria.ru в
Дзен
Завтра будет избран шестнадцатый Патриарх Московский всея Руси. Мы узнаем не просто имя нового святейшего; мы узнаем вектор движения страны и церкви. После возрождения патриаршества в 1918 году всякий раз выходило, что Святейший точно соответствует эпохе, рифмуется ей. Вглядевшись в того, кто будет избран завтра, мы отчасти уясним, куда же будет двигаться страна. Не только Церковь...

Блог автора

Завтра будет избран шестнадцатый Патриарх Московский всея Руси. Мы узнаем не просто имя нового святейшего; мы узнаем вектор движения страны и церкви. После возрождения патриаршества в 1918 году всякий раз выходило, что Святейший точно соответствует эпохе, рифмуется ей. Святитель Тихон совпадал со временем героического сопротивления, переходящего в тактическое равновесие. Сергий Страгородский – с периодом увиливания от государства внутри скользких, удушающих объятий сталинизма… И так – до патриарха Пимена, чья непроявленность в истории, закрытость и молчание с непонятной силой выражали общее бездействие застоя. И до покойного Алексия (Ридигера), который был образцовым первоиерархом переходной эпохи.

Вглядевшись в того, кто будет избран завтра, мы отчасти уясним, куда же будет двигаться страна. Не только Церковь.

Но кто бы ни стал Патриархом, мне кажется, ему придется поучаствовать в важнейшем социальном действии (о делах внутрицерковных пусть скажут другие). Том действии, которого все ждали от политиков, а они уклонились. Я не про выборы и демократию, не про реформы и компромиссы; я про нечто гораздо более важное. От чего все остальное производно. Я про неверие страны в себя.

Куда ни приедешь, с кем ни поговоришь, всюду наблюдаешь примерно одно и то же. Есть люди сильные, вполне способные к историческому творчеству, недовольные сиюминутным состоянием Отечества, устремленные в будущее. Этих людей где-то больше, где-то меньше, но они – повсеместно. Думают, пишут, зарабатывают деньги, растят детей. Казалось бы, при таких людях, образующих потенциальное ядро элиты, Россия давным-давно должна стать спокойно-свободной державой, самодостаточной, начисто лишенной истерического чувства уязвленности, на равных вписанной в мировое пространство; нам есть на кого опереться. Но! эти же самые люди, на которых можно делать ставку, эхом повторяют: да разве когда-нибудь что переменится? да народ настроен на Буданова! да у людей нет ни малейшего желания быть свободными и ответственными! да так было всегда! да никогда ничего не будет по-другому.

И разбредаются в разные стороны.

Но если мы заранее согласны с тем, что ничего не будет, значит, ничего и не будет. Конечно, практический опыт и здравый расчет подталкивают к невеселым выводам и скептическим прогнозам. Но кто же в истории опирается на данности? Кто же действует с оглядкой на социологию? С оглядкой вообще не действуют, а только прячутся по избам. А если действуют, то с твердой верой, что вопреки всему у нас – получится. По крайней мере, может получиться; надо пробовать. Вообще, весь опыт человечества нам говорит: удавалось в мире только невозможное. Не могли дикие племена стать народом Израиля. Не могло христианство восторжествовать в языческом мире.

Снизим планку, посмотрим на политику. Не могли шведы справиться с тотальным пьянством и разложением страны в конце 19 – начале 20 века. Треть населения, практически все трезвенники, эмигрировали. Оставшиеся деградировали. Церковь нищенствовала и не имела авторитета. Но ведь взяли – и поверили в себя. Поверив, нашли возможным объединиться в добровольные общества трезвости вокруг приходов, договориться, что государство выдаст церкви гранты на работу с бедными и пьяными. А значит, безо всякого найма и огосударствления даст ей источник независимого существования. И – вытащили себя за волосы из болота, как советовал великий барон Мюнхгаузен.

Не было шансов у испанцев стать современными испанцами. Не было у итальянцев середины 70-х возможности избавиться от власти мафии и хаоса красных бригад. Не было у немцев ни малейшей перспективы превратиться в самую упорядоченную демократию Европы… И так далее.

Но как только произносишь это, натыкаешься на однотипное уныние. Да ить оно как? у немцев были американцы. У испанцев король. У итальянцев… у них тоже что-нибудь наверняка было.  А у нас ничегошеньки нет. Ни американского приказа. Ни испанского короля. Ни итальянского драйва.

Насчет приказов: хорошо, что их нет. Насчет короля: сказал бы кто-нибудь лет пятьдесят назад, что испанская монархия необходимое условие для перехода к полноценной демократии; засмеяли бы. Значит, дело не только в короле, с которым, разумеется, Испании очень повезло. Но и в том, что король принял на себя роль гаранта перемен немонархического свойства. То есть – совершил нечто, что считалось невозможным. А только невозможное в истории осуществляется. Когда же мы в очередной раз начинаем вздыхать: вот у нас, бедных, нет ничего, а у них, богатых, есть все, и король, и приказ, и энергия, то вспоминается гениальная формула одного маленького позднесоветского мальчика, который, пообщавшись с американскими сверстниками, философически заметил: нет иностранца, у которого ничего нет.

Так вот, смиреннейшая просьба к новому Святейшему. Понятно, что Ваше главное дело – вера в Бога. Но и вера в человека – тоже Ваше дело. Вера в то, что страна наша может изменяться к лучшему. Вера в то, что силы появляются в процессе работы над собой. Вера в то, что еще не поздно очнуться и начать восстановление себя, своей самобытной свободы и своей разветвленной культуры. Что любые комплексы побеждаются надеждой и трудом. Включая комплекс изгоя, ощущающего себя загнанным в угол и желающего всем доказать, что он уже большой.

Поговорите с людьми, не только религиозными, о том, что без этой веры нам никуда. Вдохните в них воздух творчества. Подайте пример неиссякающего упования. И люди ответят. Они отзовутся. Просто никто с ними про трезвое счастье исторической работы давно уже не говорил.

А после этого мы сможем обратиться к Президенту и Премьеру с просьбой провести еще одну реформу русского языка. Издать совместный указ о запрете к общему употреблению двух неприличных слов. НИКОГДА и НАВСЕГДА. Чтобы навсегда лишить себя возможности ссылаться на силу исторической привычки и толковать про то, что в России ничего не будет никогда.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала