Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
НАТО формально начала 26 января подготовку к предстоящему апрельскому юбилейному саммиту Организации Североатлантического Договора: в 2009-м исполняется ровно 60 лет со времени подписания Вашингтонского договора о создании блока. Послы всех 26 стран-членов собрались в Брюсселе, чтобы запустить механизм подготовки к торжествам. Юбилейный саммит 3-4 апреля поочередно во французском Страсбурге и немецком Келе обещает быть со всех сторон предельно историческим. Как ожидается, на саммите Франция официально вернется в военную структуру блока после более чем 40 лет отсутствия; НАТО утвердит некую новую стратегическую концепцию; попытается решить, кто и в каком количестве будет дальше укрощать Афганистан, и, наконец, в апреле блок впервые будет приветствовать своего де-факто хозяина, президента США Барака Обаму.
Забегая вперед, можно сразу сказать, что в НАТО ни на апрельском саммите, ни на последующем декабрьском не ждут, что Украина и Грузия получат долгожданные «билеты» в блок – присоединение к Плану действий по членству. Очень многие хорошо известные события показали, что к такому качеству Тбилиси и Киев еще не готовы: первый непредсказуем вплоть до открытых военных действий, а второй непредсказуем вплоть до открытых газовых военных действий. Все это чревато недовольством России, а у НАТО уже накопилось столько проблем, которые решить без России трудновато, что иметь дополнительные никому не хочется. В порядке компенсации для любителей расширения в блок в апреле будут приняты Албания и Хорватия.
«Размораживание» отношений с Россией после «кавказской войны» уже началось. Оно было оформлено в тот же день 26 января в Брюсселе, где состоялась и неформальная встреча генерального секретаря альянса Яапа де Хооп Схеффера с представителем России при НАТО Дмитрием Рогозиным. Ее неформальность выражалась в урезанном составе участников. Речь, при этом, шла о формальном возобновлении работы Совета Россия-НАТО.
В приватном порядке натовские послы признают, что теперь, когда США готовятся перебросить главный фронт борьбы с терроризмом на Афганистан, Россия стала нужна НАТО еще больше. Снабжение западного контингента в Афганистане и так уже сильно подорвано постоянными диверсиями исламистов на территории Пакистана. Пока 75% горючего, продовольствия, боеприпасов и снаряжения подвозятся в порт Карачи, а оттуда текут караванами через Хайберский перевал в Афганистан. Остальные 25% грузов тянутся через пакистанский Белуджистан. На обоих маршрутах боевики Талибана проводят частые диверсии. Потери уже нетерпимы, а грузов придется подвозить еще больше – США уже в этом году намерены перебросить в Афганистан еще 30 тысяч солдат.
НАТО готовится попросить у России право использовать для снабжения «российский коридор». Здесь надо сказать, что сотрудничество по Афгану между НАТО и Россией, вопреки расхожему мнению, никогда и не прерывалось. Франция, Германия и Канада подвозят в Афганистан через Россию «несмертельные грузы» для своих контингентов. Вашингтон не далее как на прошлой неделе тихонько договорился о том же самом. Но Россия до сих пор запрещает перебрасывать «через себя» боеприпасы и любое военное снаряжение – только продукты и медикаменты.
Яап де Хооп Схеффер обратился к натовским послам с речью о его видении будущего НАТО. Надо сказать, что голландцу не очень серьезно внимали. Послы всех 26-ти стран слушали генсека и думали о том, на кого же придется менять голландца? Срок его полномочий истекает в конце лета. И во всех натовских столицах уже с прошлого года ломают голову над новой кандидатурой.
Кандидатов много, но из всех, как это часто бывает, лезут неприятные загвоздки и закорючки. В фаворитах сейчас значатся несколько человек. Премьер-министр Польши объявил, что он официально предложит на главный пост в НАТО своего 45-летнего министра иностранных дел Радослава Сикорского. Все восточные «новички» НАТО стоят за него.
«Группа поддержки» Сикорского утверждает, что его воцарение в альянсе как раз и ознаменует реальную готовность НАТО «войти в XXI» век, вдохнуть новую жизнь в «голову и организм блока». Сикорский считается и проамериканцем, и проевропейцем. Он тесно связан с США. Его жена - Энн Аппельбаум (Ann Applebaum), известный в США аналитик из влиятельного консервативного Института американского предпринимательства. За ней тянется репутация «руссоскептика» и убежденной тэтчеристки. Многим европейцам как раз это (и первое и второе) не особо нравится, не в последнюю очередь потому, что им не хочется раздражать Россию назначением в НАТО выходца из «восточного блока». Да еще с таким советником. Его представители хорошо известны в НАТО особой горячностью, когда речь заходит об отношениях с Москвой.
В числе крепких претендентов называют и премьера Дании Андерса Расмуссена. Он как раз всем подходит, но пост пока, как кажется, не подходит ему. Расмуссен очень рассчитывает занять пост первого президента нового Европейского Союза. Кое-кто в НАТО не прочь поставить «на блок» француза, чтобы скрепить, таким образом, возвращение блудных галльских сынов в военную структуру блока. Противники такого шага говорят, что французы сначала должны это заслужить. Последние метания Германии, ее нежелание наращивать контингент в Афганистане, заставляют еще один блок в НАТО продвигать идею назначение немца на пост генсека. Т.е. «повязать Германию» руководящим постом, чтобы она, не дай бог, не стала в НАТО вторым Парижем. Правда тут уж трудно сказать будет ли это немецкий человек в НАТО или НАТОвский человек в Германии. Немцы не в восторге.
Проскакивают и имена бывшего министра обороны Канады Питера Маккея и министра иностранных дел Джона Мэнли. Но это будет уже резким отходом от традиции – генсеком НАТО с самого дня основания всегда был европеец. Из самых экзотических кандидатур свет падает на бывшего министра иностранных дел Болгарии Соломона Пасси. Правда, как выразился один высокопоставленный натовский представитель, «на посту генсека должен быть человек, на телефонный звонок которого секретарши хотя бы подзывают европейских лидеров».
Вообще, надо признать, что у поляков есть очень веские основания требовать согласия на кандидатуру Радослава Сикорского. За все время существования блока посты занимали: итальянец - 4 раза (3 раза и.о.), британец – 3 раза, голландец – 3 раза, бельгиец – 2 раза, немец 1 раз и испанец – 1 раз. В большинстве международных организаций, кроме того, отмечается сильный перекос в западноевропейскую сторону, что восточные европейцы хотят устранить. Например, в ВТО, МВФ и Европейском центральном банке руководители французы. Нынешний генсек НАТО – голландец. Председатель Еврокомиссии – португалец. Верховный представитель ЕС по внешней политике – испанец. Восточникам очень обидно.
Кто станет следующим генсеком, скорее всего, станет известно в марте, к встрече министров иностранных дел блока, на которую прибудет новый госсекретарь США Хиллари Клинтон. В конце концов, ни одна кандидатура на пост не проходит без согласия Белого дома. Барак Обама, глядишь, может согласиться и на поляка. Почему, если он первый темнокожий президент США, у НАТО не может быть первого польского генсека?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции