Рейтинг@Mail.ru
Весеннее наступление ШОС на Афганистан - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Весеннее наступление ШОС на Афганистан

© sh.eastday.comУ международной конференции по Афганистану под эгидой ШОС появились место и время проведения - март в Москве.
У международной конференции по Афганистану под эгидой ШОС появились место и время проведения - март в Москве.
Читать ria.ru в
Дзен
У международной конференции по Афганистану под эгидой ШОС появились место и время проведения - март в Москве.Когда в конце прошлой недели такая конференция была упомянута на пресс-конференции по итогам визита российского президента Дмитрия Медведева в Узбекистан, еще можно было предположить, что речь только об идее, расплывчатой и приблизительной. Теперь ясно, что разговор идет всерьез.

Петр Гончаров, для РИА Новости.

У международной конференции по Афганистану под эгидой ШОС появились место и время проведения - март в Москве.

Когда в конце прошлой недели такая конференция была упомянута на пресс-конференции по итогам визита российского президента Дмитрия Медведева в Узбекистан, еще можно было предположить, что речь только об идее, расплывчатой и приблизительной. Теперь ясно, что разговор идет всерьез.

Напомним, что в начале декабря прошлого года в Москве прошла международная конференция на уровне экспертов, посвященная текущей  ситуации в Афганистане. В январе на суд московских экспертов авторской группой  российского Института демографии, миграции  и регионального развития был представлен проект по урегулированию  ситуации в этой стране. То, что предстоит в марте, отличается от всего прочего. Это будет  не встреча экспертов, а «специальная» международная конференция по Афганистану -  с участием государств-членов и государств-наблюдателей ШОС, самого Афганистана и международных организаций, вовлеченных в афганскую проблематику. То есть мероприятие дипломатическое, а не экспертное. Главные вопросы конференции – это борьба с терроризмом,  незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью.

Необходимость проведения такого «специального», а другими словами  - «форс-мажорного» разговора очевидна. Пошел уже восьмой год антитеррористической кампании в Афганистане под эгидой США, восьмой год действий там же международной миссии по содействию стабильности - International Security Assistance Force под общим командованием НАТО. А ситуация в этой стране  далека от стабильной. Не решаются именно те проблемы, ради решения которых и начиналась афганская кампания, одобренная всем миром в Бонне в декабре 2001 года – а именно: борьба с терроризмом, с трансграничной преступностью, замешанной на внутренней нестабильности  и, как само собой всегда подразумевалось, с наркотиками.     Такая ситуация тем более неожиданна, что и антитеррористическая кампания, начатая США, и международная миротворческая миссия в Афганистане под командованием НАТО в 2001 году в первую очередь нашли понимание и поддержку со стороны России, республик Центральной Азии, Ирана, Пакистана, Китая и  Индии. Все эти государства не только прямые и региональные соседи Афганистана, но и (за исключением Туркмении) члены и наблюдатели ШОС. Казалось бы, используй после 2001 года США и НАТО потенциал и возможности созданной тогда же Шанхайской организации сотрудничества, проблема Афганистана сегодня выглядела бы более оптимистичной. В чем же дело?

Дело в том,  что США и НАТО удовлетворились лишь «пониманием» их миссий со стороны ШОС, а что касается готовности ШОС к реальной «поддержке», то Вашингтон и Брюссель стараются этого не замечать. По крайней мере, и Вашингтон, и Брюссель однозначно дали понять, что они приветствуют активность ШОС в Афганистане только в экономических вопросах и исключительно в рамках двусторонних отношений, исключая любые «блоковые» варианты. 

В этом контексте показательны два предложения бывшего президента Пакистана Первеза Мушаррафа по стабилизации ситуации в Афганистане, заявленные  им  в ходе  его июньского, 2008 года, визита в Китай. Выглядят эти предложения теперь не столь уж и неожиданными, как в момент их выдвижения. Первое из них было адресовано Китаю и России с призывом активизировать усилия в афганском вопросе. Во втором Мушарраф   осторожно затронул тему возможного участия в урегулировании афганской проблемы и такой региональной организации, как Шанхайская организация сотрудничества. Дословно: «если ШОС сможет прийти в Афганистан, то мы должны гарантировать, что не будет никакой конфронтации с НАТО». 

Понятно, что Мушарраф тогда выкатил пробный шар в расчете на ответную реакцию заинтересованных сторон. Реакция последовала. Москва,  неоднократно дававшая понять Западу, что недовольна сотрудничеством с НАТО только по отдельным вопросам в Афганистане, напомнила, что Россию  не может удовлетворить одно лишь предоставление своей территории в виде  транспортных коридоров. Россия вправе требовать для себя сотрудничества с Альянсом в качестве равноправного партнера.

Известно, однако, как болезненно реагировали при прежней администрации США в Вашингтоне на попытки Москвы (и кого угодно еще) привлечь к сотрудничеству в Афганистане ШОС и особенно ОДКБ. Причем настолько болезненно, что все это вылилось в отдельную проблему  – присутствие США и НАТО в Центральной Азии. Зачем оно нужно и кому выгодно? В последнее время именно этот вопрос выносился чуть ли ни на каждый круглый стол, конференцию, пресс-конференцию и любое другое мероприятие, посвященное ситуации в Афганистане.

Суть проблемы сводится к тому, что, по мнению ряда экспертов, доктринальной основой присутствия США в Афганистане является проект создания так называемой «Большой Центральной Азии». Идея проекта, разработанного американским политологом Фредериком Старром и опубликованного им ещё в марте 2005 года, сводится к следующему. К делу экономического восстановления Афганистана надо привлечь всех его соседей, и затем на основе их естественного экономического взаимодействия создать «зону обеспеченных с точки зрения безопасности государств», ядром которой должен стать Афганистан.

Проект БЦА, безусловно, привлекательный. Но есть одно «но». Участие в нем России и Китая почему-то допускается лишь в очень пассивной и ограниченной форме, что, естественно, наводит на мысль:   цель США - отсечь Центральную Азию от России и Китая.

В любом случае Вашингтону и НАТО придется, в конечном счете, в вопросе урегулирования конфликта в Афганистане определиться заново в отношении таких стран, как Россия и  Китай, у которых интересов и возможностей в регионе не меньше, чем у США и Европы. Определиться, не отделяя их от Центральной Азии.  Как минимум это можно было сделать ещё в июне в Париже на международной конференции по Афганистану. Но, судя  по всему, тогда Вашингтон и Брюссель предоставили решать эту проблему самой ШОС. Что будет сейчас, при новой администрации США? На Московской конференции в марте в этот вопрос можно будет внести некоторую ясность.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала