Владимир Мытарев, специально для РИА Новости.
В ходе проведенного ВЦИОМом опроса общественного мнения о том, какие меры ожидали бы россияне от правительства в условиях финансового кризиса, по пять процентов опрошенных предложили усилить госрегулирование экономики и цен, а также национализацию экономики, по два процента считают необходимым борьбу с инфляцией, коррупцией, создание рабочих мест, снижение зарплаты чиновникам и депутатам. И еще 2 процента предлагают правительству "больше думать о народе". И, наконец, около 80 процентов вовсе затруднились ответить.
К сожалению, такой уровень знаний не только не дает возможность большинству россиян со знанием дела обсуждать ситуацию, связанную с кризисом, но – даже ориентироваться в экономической обстановке и собственно антикризисных мерах, предпринимаемых правительством. А, значит, оправданно мнение экономических экспертов о том, что реализация разработанной российским Минфином и рассматриваемой сейчас в правительстве программы повышения финансовой грамотности населения в условиях кризиса приобретает еще большую актуальность. Сейчас она означает, кроме разъяснения общетеоретических вопросов, еще и конкретную помощь в том, что делать россиянам в нынешней непростой ситуации.
В свою очередь, опрос жителей Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга, Красноярска и некоторых других городов, проведенный Компанией "Market Capital Solutions" (MARCS) показал, что половина населения (а в Москве почти три четверти) имеют вклады в банках и другие ценные активы, управление которыми в условиях кризиса становится непростой задачей. Как при этом отметили сами опрошенные, понятие финансовой грамотности означает для них "умение грамотно сохранять и преумножать собственные финансы".
Впрочем, некоторые позитивные сдвиги в этом направлении наблюдаются уже сейчас. С начала кризиса фондового рынка россияне, например, перестали вкладывать деньги в акции. Большинство хранит сбережения на пластиковой карте или депозитном счете в банке. Как утверждают исследования ВЦИОМа, 80% опрошенных россиян знают о системе страхования вкладов и принятых государством гарантиях возврата денег из «прогоревших банков» в сумме до 700 тысяч рублей - такие вклады составляют 98,5 процента всех сбережений.
Поэтому у нас практически не было паники, люди не стремились забирать деньги из банков и не рушили банковскую систему. В сентябре - октябре был отток вкладов, кроме того, часть вкладов была конвертирована из рублей в валюту. Но в ноябре отток прекратился, а в декабре количество вложенных в банковские депозиты денег возросло, так что финансовый год банковская система пережила практически без потерь.
Если бы такая осведомленность была и в других областях, то многие проблемы могли решаться с меньшими затратами, а то и вообще не появляться. Так, практически непаханой целиной выглядит наш кредитный рынок. И хотя величина невозвратов еще не достигла критического уровня, банкиры уже обеспокоены положением дел, а прогноз на 2009-2010 годы говорит, что и кредиторов, и заемщиков ждут трудные времена.
Надо признать, что при выросшем курсе бивалютной корзины условия кредитования, особенно в сфере ипотеки, стали очень тяжелыми для заемщиков. Поэтому инициатива госбанков по конвертации кредита из валюты в рубли несколько разрядила обстановку. К тому же, депутаты Госдумы предложили ввести мораторий на возврат кредитов для тех, кто оказался в особенно тяжелом положении.
Однако, проблема не только в изменившейся ситуации, но и в необходимости изначально более ответственного отношения людей к получению кредитов. Не секрет, что далеко не все, берущие в заем, четко понимают суть покупок в кредит. Некоторым, например, кажется, что получая нужные вещи «здесь и сейчас», они не должны платить за эту услугу, возмущаясь, что покупка в кредит оборачивается полуторной, а то и двойной ценой. И даже считают невозврат кредита своеобразной компенсацией за эти переплаты.
Напомним, именно «ипотечный кризис» в США, который и «заразил» мировую экономику, начался с массового невозвращения кредитов. Тут есть вина и банков, дающих деньги заведомо некредитоспособным семьям, и самих заемщиков, не способным рассчитать свои возможности. Так, может, проще научить людей жить по средствам, что, собственно, и предусматривают программы обучения финансовой грамотности, чем тратить потом миллиарды на исправление заблуждений и финансовых ошибок?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции