Ильгар Велизаде, политолог (Баку), специально для РИА Новости.
Тема газовых поставок в Европу, по всей видимости, еще долгое время будет влиять на характер топновостей из Старого Света. Урегулирование газового конфликта между Россией и Украиной отнюдь не сбило накал газовых страстей, и, похоже, заставит их разгореться с новой силой. Подписание соглашений с Украиной, рассчитанных на десять лет, еще не означает, что они будут исполняться, что называется, в строгом соответствии.
Исполнение Украиной своих обязательств по предыдущим договоренностям не вселяют в европейцев, занятых подсчетом убытков от недавней газовой войны, уверенность в своем безоблачном газовом будущем.
Именно на этом фоне в столице Венгрии Будапеште 26 января собирается саммит государств по известному, или выражаясь более точно, широко отпиаренному проекту «Набукко». Сегодня все большее число европолитиков склоняется к мнению, что «голубая» мечта Европы – газопровод Набукко может стать реальностью. Правда, произойдет это не скоро - не раньше 2015 года. По крайней мере, такое предположение высказал недавно вице-премьер Чехии по европейским вопросам Александр Вондра. Вообще, чехи еще до того, как получили функции председательствования в ЕС, в качестве одного из приоритетов своей политики выдвигали достижение политического соглашения по Набукко. Не исключено, что говорилось это с целью войти в историю, но еще больше - чтобы самим стать участниками проекта.
Как известно, основная газоэкспортная труба проекта заканчивается где-то в предместьях Вены, откуда до австрийско-чешской границы всего несколько десятков километров. Если учесть, что в настоящее время польская нефтяная и газовая компания PGNiG вплотную рассматривает возможность присоединения к Набукко, то этот факт позволяет Чехии рассчитывать, что заветный трубопровод пройдет и по ее территории.
Несмотря на оптимистические ожидания европейских политиков, реальное положение дел с Набукко дает повод усомниться в легкой осуществимости этого проекта. Главный вопрос – откуда взять столько газа? То есть газ есть, но его не достаточно для наполнения трубы в объемах, предусмотренных техническими возможностями, а именно - 31 млрд. кубометров в год. Интересно, что в этих условиях находятся даже такие горячие головы, которые предлагают увеличить пропускную способность трубы аж до 40 млрд.
Не совсем ясно, кто будет основным поставщиком топлива. Первоначально предполагалось, что к проекту подключится Иран, но по соображениям политического характера, от услуг Исламской Республики пришлось отказаться. На определенном этапе в качестве страны - производителя газа фигурировал Узбекистан, но сегодня об участии этой страны говорят гораздо реже, так же, как и об участии Казахстана. Впрочем, двери перед этими странами никто не закрывал. И при желании они всегда могут присоединиться к проекту. Было бы с чем.
Итак, в качестве потенциальных наполнителей магистрали выступают Азербайджан и Туркменистан. Но Азербайджан, начиная с 2008 года, стал формулировать свою позицию в вопросе следующим образом. Страна готова участвовать в Набукко, но реализация этого проекта только с помощью азербайджанского газа весьма маловероятна. А так как азербайджанского газа для загрузки трубопровода явно недостаточно, нужен дополнительный источник.
Туркмения, у которой газа побольше, пока до конца не определилась относительно своего участия. В прошлом году с целью склонить туркменского лидера Бердымухамедова к конкретным действиям в эту страну наведывались президенты Турции и Азербайджана. Кое-кто, упреждая возможные договоренности, поспешил даже окрестить участок проекта, проходящий по дну Каспия и далее по территориям Азербайджана, Грузии и Турции, «тюркопроводом», намекая на особый характер отношений трех тюркоязычных стран. Но и эта встреча реальных плодов не принесла.
Газовая война между Россией и Украиной заставила Европу подстегнуть свои усилия по форсированию политических договоренностей по Набукко, проектная стоимость которого со дня обнародования возросла в 1,5 раза и достигла 7,9 млрд €, а приблизительная дата введения его в эксплуатацию отодвинулась на четыре года.
Не исключено, что в Будапеште на президента Туркмении Бердымухамедова будет оказано и своеобразное политическое давление. В какой форме и какими методами это будет сделано – вопрос техники. По крайней мере, участники будапештского саммита настроены на конкретные результаты, поэтому туркменскому лидеру предложат поторопиться с определением соей позиции.
Особую активность по продвижению проекта демонстрируют США. Энергетическая политика этой страны является стержневым элементом региональной политики Вашингтона в странах прикаспийского региона.
«Я и моя команда будем решительно убеждать наших европейских союзников заключать политические соглашения, необходимые для обеспечения строительства "Набукко" или другого трубопроводного потенциала, который поможет Европе диверсифицировать ее газовые поставки», - говорится в письменных ответах Хиллари Клинтон на вопросы сенатора-республиканца Ричарда Лугара, представленные в сенат США в связи с утверждением ее кандидатуры на пост госсекретаря.
По словам Клинтон, «успешная стратегия по продвижению «Набукко» или других трубопроводов в южном коридоре к европейским рынкам потребует последовательного взаимодействия на высоком политическом уровне, в том числе со стороны США».
Эти слова не оставляют сомнения в преемственности линии поведения Соединенных Штатов в регионе и в период правления Барака Обамы.
Между тем, в условиях кризиса реализация проекта должна выглядеть максимально оправданной, иначе мобилизация гигантских средств может показаться пустым расточительством. И это - мягко говоря. Подсчитано, что на строительство газопровода "Набукко" длиной 4 тысячи километров потребуются 2 миллиона тонн стали, 200 тысяч труб и более 30 компрессоров, не считая привлечения неимоверного количества спецтехники и рабочей силы.
Не дожидаясь соглашений по Набукко, некоторые страны региона решили предпринять превентивные меры, чтобы подстраховаться от возможных неудач. Так, неожиданно 22 января в Баку с неофициальным визитом прибыл президент Болгарии Георгий Пырванов. Тема обсуждения – поставки газа в эту балканскую страну и проект Набукко. Предполагаемый объем поставок в Болгарию – 1 млрд. кубометров. В прошлом году Болгария выразила готовность купить у Пырванов Азербайджана это топливо и, судя по всему, в преддверии саммита в Будапеште София вознамерилась зарезервировать для себя заявленные объемы газа. Однако, судя по имеющейся информации, главной темой переговоров Пырванова с Алиевым все же были поставки газа на Балканы. С этой целью в ближайшее время намечается подписание транзитного соглашения с Турцией, через территорию которой «голубое топливо» будет транспортироваться на Балканы.
В то же время оснований для беспокойств у Болгарии, да и у всех остальных членов ЕС, немало. Речь идет о недавнем заявлении премьера Турции Эрдогана «Турция откажется от поддержки проекта «Набукко», если не будет прекращено создание препятствий вступлению Турции в Евросоюз». И ныне Турция действительно способна делать не только резкие заявления, но и резкие повороты. Волей-неволей напрашиваются аналогии с недавним газовым конфликтом между Россией и Украиной. Турция, в контексте заявления Эрдогана, может рассматриваться в качестве потенциальной «Украины» для Набукко. Новые газовые трубы Европе нужны, несомненно, но нужны ли Европе новые «Украины» к этим трубам?
Так или иначе, очевидно одно - Турция свой газ получит. Она первое (если быть точными – второе после Грузии) звено в газовом транзите. А вот газовая судьба последующих звеньев остается открытой.
Чтобы не играть с судьбой в «кошки-мышки», следующее транзитное звено после Турции – Греция - тоже решила действовать на опережение. В середине января руководство этой страны направило азербайджанскому лидеру приглашение совершить официальный визит в Афины. Уже определены сроки поездки Ильхама Алиева, приблизительно в середине февраля. Центральное место на переговорах будет отведено поставкам газа в Грецию через Турцию. Сообщается, что отдельно будет обсуждаться вопрос проекта "Набукко".
Обращает на себя внимание, что Набукко во всех случаях рассматривается отдельно. Вывод напрашивается сам собой. Многие переговорщики отдают себе отчет в том, что именно таким образом можно стать гораздо ближе к теме, а самое главное – к газу!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции